Гениального итальянского режиссёра Микельанджело Антониони у нас знают даже те, кто не видел ни одного его фильма. «Ах, Антониони, Антониони… Эти намёки, полунамёки… И правильно, сколько можно сразу в лоб», - знаменитый монолог Аркадия Райкина удивительно точно передал самую суть творчества умершего вчера вечером мастера.
Антониони скончался на 95-ом году жизни в Риме и будет похоронен в родном городке Феррара, где он и родился в 1912 году. Предельно и ужасно символично, что в лучший мир итальянский гений отправился в день смерти гения шведского – Ингмара Бергмана.
Антониони и Бергман – это последние из могикан эпохи «великого авторского кино». Каждый из них создал свой неповторимый мир. И каждый хотел своими средствами донести до человечества мысль о бессмысленности и тщете всего земного, о страдании и одиночестве как константе человеческого бытия.
Антониони стал всемирно известен ещё в 50-е годы прошлого века и считался одним из крупнейших мастеров итальянского неореализма. Но в историю мировой культуры он вошёл благодаря фильмам, созданным в 60-е-70-е годы. Их не так уж и много, и каждый становился мировой сенсацией, подлинным шедевром киноискусства.
Критика называла Антониони «певцом отчаяния и отчуждения», «метафизиком человеческой некоммуникабельности», создавшим неповторимый, фантастический, завораживающий визуальный стиль, узнаваемый с первых кадров.
Этот стиль маэстро впервые представил в потрясающем и сегодня шедевре 1960 года «Приключение», где банальная авантюрная история исчезновения одной из героинь становится символом иллюзорности чувственного восприятия мира.
Затем последовали «Ночь» и «Затмение» - последний фильм был куплен для советского проката, где имел немалый успех, поскольку в главных ролях снимались молодые и безумно красивые Моника Витти и Ален Делон. Витти на долгие годы стала музой и спутницей жизни Антониони, а гениальный режиссёр увековечил самую сексапильную актрису итальянского кино в своих картинах.
Критики единодушны во мнении, что вершиной актёрской карьеры Витти стал фильм Антониони «Красная пустыня», в которой маэстро впервые обратился к цвету. До сих пор этот шедевр поражает глубиной метафизического исследования человеческого одиночества и поразительной «музыкой кадра», ставшей фирменным стилем Антониони.
В 1967 году гениальный режиссёр снимает самый, пожалуй, загадочный фильм послевоенного европейского кино – «Крупным планом» («Фотоувеличение, или «Блоу-ап») по рассказу крайне модного в те годы Хулио Кортасара. История преуспевающего фотографа, ставшего свидетелем убийства в парке, превращается в психодраму и философскую притчу об абсурдности и эфемерности и физической, и психической реальности.
Большой успех выпал и на долю картины «Забриски Пойнт», в которой Антониони выразил своё видение социального протеста западной молодёжи в конце 60-х-начале 70-х годов. Исключительное богатство образов, психоделические фантазии как режиссёра, так и музыкантов «Пинк Флойда» до сих пор производят грандиозное впечатление. А знаменитая эротическая сцена в пустынных горах многими считается самой изысканной сценой такого рода в истории кино.
Увы, но эти картины в советские времена в наш прокат не вышли. Но «Профессия:репортёр» с Джеком Никольсоном, хотя и с купюрами, в конце 70-х в СССР демонстрировалась. Тогда же Антониони и Витти не раз становились почётными гостями Московского кинофестиваля. Тёплый приём в Москве не помешал итальянскому мастеру вступиться за своего коллегу Сергея Параджанова, который волей тогдашнего руководителя Украины Щербицкого был упрятан в тюрьму по 121 статье. Обращения Антониони помогли Параджанову освободиться.
Последние работы, которые Антониони снял полностью самостоятельно, – историческая драма «Тайна Обервальда» и эротико-психологический триллер «Идентификация женщины» Обе ленты демонстрировались по нашему телевидению в конце 80-х годов. Они, конечно же, отмечены печатью гения, но нельзя было не почувствовать определённую усталость мастера – не столько от кино, сколько, видимо, просто от жизни. Критика также отмечала поразительное и , вместе с тем, холодное совершенство этих работ, чем объяснялся их скромный успех у зрителя.
После почти десятилетнего молчания 82-летний Антониони вернулся в кинематограф в 1994 году, что произвело мировую сенсацию. Заслуга в этом принадлежит знаменитому немецкому режиссёру Виму Вендерсу, ставшему продюсером картины «За облаками» и даже снявшему к ней пролог с выдающимся американским актёром Джоном Малковичем. Сама картина состоит из нескольких новелл на вечные темы – в них свои последние роли исполнили великие Жанна Моро и Марчелло Мастроянни.
В те годы Джек Никольсон объявил, что намерен выступить продюсером новой работы итальянского классика под условным названием «Две яхты». Но состояние здоровья маэстро стало резко ухудшаться. Последние три года Антониони был практически прикован к инвалидной коляске и почти не говорил.
Микельанджело Антониони – последний из легендарной четвёрки гениев итальянского кино, которые полвека назад принесли ему мировую славу. Он намного пережил Пазолини, Висконти и Феллини. С его смертью классического итальянского кино больше нет – остался лишь Бертолуччи, который во многом уступает «четвёрке» в творческом плане.
Как и Бергман, Антониони обращался к литературе. Его беллетризированные мемуары «Тот кегельбан над Тибром» с купюрами ещё в советское время были опубликованы в журнале «Иностранная литература». Был также издан сборник сценариев и интервью «Антониони об Антониони», который давно стал библиографической редкостью.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.