Полвека прошло с той поры, когда советские люди почувствовали, что в «железном занавесе» есть дыры и щели. Десятилетие после окончания самой страшной войны советские граждане не имели возможности встречаться с иностранцами. И вот зарубежные гости появились в столице. Наверное со времен Арапа Петра Великого, в нашей стране не было такого количества курчавых и шоколадных подростков. Народ их окрестил «детьми фестиваля».
В Государственном историческом музее начинает свою работу выставка «Песню дружбы запевает молодежь…», посвященную 50-летию VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г.
Идея проведения всемирных молодежных фестивалей зародилась в 1945 году в Лондоне, где проходила Всемирная конференция молодежи. На выставке представлены уникальные документы и фотографии участников Лондонской конференции. С 1947 по 2005 гг. состоялось 16 фестивалей. Документы, фотографии, плакаты, сувениры, подарки позволяют воссоздать историю фестивального движения и упомянуть все фестивали.
Однако акцент сделан на тех, которые оставили заметный след в фестивальном движении. Девизом фестиваля стал лозунг: «За мир и дружбу!». Пять лепестков фестивальной ромашки, созданной художником К.Кузгиновым, стали символами единения молодежи пяти континентов и последующих фестивалей.
Выставка посвящена проходившему в Москве 28 июля – 11 августа 1957г. VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. В нем приняли участие 34 тысячи человек из 131 страны мира. Впервые после Второй мировой войны был приоткрыт «железный занавес», и советские люди смогли близко познакомиться с представителями других стран, рас и культур. Все было в диковинку для советских людей: и горячие парни с девушками из экзотических стран, и зажигательные ритмы. Впрочем, не все вызывало безумный восторг. Джинсы, которые москвичи впервые увидели на фестивале, особого впечатления тогда не произвели, так же как и майки, кеды, спортивные шапочки и модная тогда короткая стрижка «аэродром».
Здесь же можно было увидеть утонченную западную моду, так называемых «битников». Это течение продолжало эстетические традиции «потерянного поколения». «Битники» выглядели и вели себя совсем иначе, нежели новомодные рок-н-ролльские плейбои. Тогдашняя «новая волна» уже шедшая на смену быстро устаревавшим стилям и направлениям.
Как писал в своих воспоминаниях участник тех событий известный музыкант А.Козлов, «…это были первые уроки демократии, первый опыт избавления от страха, первые абсолютно новые переживания неподконтрольного общения». Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни. До него страна по инерции жила как бы в оцепенении, он был первым реальным «глотком свободы».
Дискутировали о еще недавно запрещавшихся у нас импрессионистах, Чюрлёнисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Вообще-то это были скорее не споры, вспоминают тогдашние очевидцы, а первые робкие попытки свободно высказывать свое мнение.
Звезды советской эстрады - Эдита Пьеха, Нани Брегвадзе, Людмила Зыкина, артисты цирка - О. Попов и М.Назарова, композиторы Р.Щедрин и А.Эшпай, художник А.Зверев и многие другие стали лауреатами фестиваля и получили путевку в жизнь. Экспонируются рисунки А.Зверева, сделанные на фестивале, концертное платье Л.Зыкиной, знаменитая кепка "солнечного клоуна" Олега Попова.
Однако самыми модными и труднодоступными на фестивале были джазовые концерты. Вокруг них был особый ажиотаж, подогреваемый властями, которые пытались как-то их засекретить, распространяя пропуска среди комсомольцев-активистов. Для того чтобы, как тогда говорили «протыриться», на такие концерты, требовалась большая сноровка.
В дни фестиваля в одном отдельно взятом городе СССР произошла «сексуальная революция». Главными ее героями, точнее героинями, стали советские девушки. Очевидцев поражали формы и масштабы происходившего. Прекрасная теплая погода, общая эйфория свободы, дружбы и любви, тяга к иностранцам и главное - накопившийся протест против пуританской педагогики.
Стайки девиц со всех концов Москвы пробирались к студенческим общежитиям и гостиницам на окраинах города, где жили члены зарубежных делегаций. Например, гостиничный комплекс «Турист», построенный за ВДНХ. В то время это был край Москвы, дальше шли колхозные поля. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено чекистами и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог.
Срочно были организованы летучие дружины, разъезжавшие на грузовиках. Когда они неожиданно выезжали на поля и включали фары, тут-то и вырисовывался истинный масштаб происходящего. Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками. У любительниц ночных приключений выстригалась часть волос. Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице. Еще труднее оказалось утаить появившихся через девять месяцев малышей, часто не похожих на собственную маму ни цветом кожи, ни разрезом глаз.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.