Весселин Станев изменил традиции играть в России осенью и это не все перемены, произошедшие в нем за истекший период. Нынче всемирно известный музыкант, пианист-виртуоз пожаловал к нам с новой программой и среди его любимых и уже известных российской публике в его исполнении композиторов-романтиков, появился Иоганн Себастьян Бах.
Пожалуй, тоже романтик, про которого говорят, что он напрямую общался с Богом, так много он написал непревзойденных музыкальных произведений духовного содержания. И понятно, почему Весселин Станев, столько лет приезжавший в Россию каждую осень с программой романтической музыки, вдруг выбрал в собеседники столь «серьезного тяжеловеса»… Годы идут, человек и музыкант мужает.
Станеву стал интересен зрелый, глубокий собеседник, в общении с которым знания больше, чем чувства, торжества истины больше, чем просто растревоженной стихии. И произведение пианист выбрал требующее филигранной и проникновенной исполнительской техники - баховскую «Прелюдию и фугу для органа ля минор, BWV 543, для фортепиано в обработке Ференца Листа».
Выпускник Московской консерватории, конечно же, не мог изменить своей альма-матер, несмотря на головокружительный успех в остальном мире. И кто знает, может быть, как раз напряженный график гастрольных поездок по Европе, заставляет исполнителя оставаться погруженным в себя, испытывать чувство ответственности за свой исполнительский дар, стараться понять смысл его.
Такое сосредоточенное состояние души неизбежно сопряжено с ее внутренним ростом. Бах, Истина – понятия неразделимые в музыке. Весселин Станев обратился к ним, и тут сила его таланта раскрылась во всей полноте, потому что сила – всегда в правде. А Станев стремится к ней, может быть, сам не отдавая себе отчета в этом. В конце концов, большой талант, а уж тем более гений, как правило, сам себя оценить по достоинству не может, потому что своим исполнением способен сказать больше, чем сам на тот момент понял.
Семь лет я наблюдаю, как он выходит на сцену, кланяется, садится за рояль и мгновенно забывает про публику. Будто в глубине души его поселилось чувство, которое заставляет его искать в музыке ту компоненту полного счастья, недостижимую в обыденной человеческой жизни. И потому не только виртуозная техника, которой он владеет, кажется, в совершенстве, привлекает публику на его концерты. Мы приходим, потому что ценим в нем индивидуальность, способность к сильным чувствам и философский строй мышления. Не могу отделаться от мысли, что в каждом его исполнении звучит некое дерзновение, будто он намеренно заставляет нас волноваться на пути постижения прекрасных истин.
Он гораздо сложнее, чем его открытая улыбка. И потому еще, что знает, наверняка: «величие искусства, яснее всего проявляется в музыке». Так считал великий Гете, а Станев с каждым годом – и мы тому свидетели – только поднимает свою творческую и личностную планку. Ему мало виртуозного владения инструментом, на чем с легкостью остановился бы любой другой музыкант на его месте, - он, играя, стремится раскрыть эпоху, понять смысл и цену жизни.
26 мая на концерте в Рахманиновском зале Московской консерватории Весселин Станев сыграл ту же программу, что накануне, 24 мая, – в Санкт-Петербурге, в филармонии. Кроме «Прелюдии и фуги» Баха, прозвучали Йозеф Гайдн «Соната № 52 соль мажор, Hob. XVI:39», Франц Шуберт «Соната ля мажор, D 664», Иоганнес Брамс восемь фортепианных пьес, опус 76, Ференц Лист, Венгерские рапсодии S 244, № 8 фа-диез минор и № 13 ля минор. Как всегда блестяще!
И припомнились чеховские строчки: «Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном». Спасибо Вам, Станев.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.