О самой страшной войне в нашей истории мы думаем постоянно. Дважды в год эти мысли становятся нестерпимыми - и тогда мы снова и снова ищем ответы. Мы обращаемся к источникам, воспоминаниям, спрашиваем у ветеранов, у знатоков-историков, у самих себя: «Что же произошло тогда в действительности?»
Молодой историк-любитель Алексей Исаев сделал себе имя на критике сочинений Виктора Суворова , после написал с десяток книг о войне. Широко известен среди любителей военной истории на пространствах Рунета. В интервью "Правде.Ру" Исаев рассказал о мало известных страницах Великой Отечественной войны.
- Алексей Валерьевич, свою книгу о наступлении маршала Шапошникова вы назвали «Краткий курс истории Великой Отечественной войны». Это дань модному интересничанию заголовками или уважение к труду генералиссимуса?- Вообще «Краткий курс» это достаточно распространенное название научных работ. Но заголовок действительно получился броский. «Краткий курс» - это условное наименование цикла книг по истории Великой Отечественной войны, призванных в популярной форме изложить историю войны на современном уровне.
- В мемуарах высокопоставленных и не очень чинов вермахта Красная армия это безликая серая масса. Упоминаются в лучшем случае Буденный и Тимошенко и то невпопад.
(Известный британский военный историк Бэзил Лиддел Харт , который вскоре после окончания войны напрямую беседовал с немецкими генералами, чтобы выяснить их мнения по ряду вопросов, приводит любопытные мнения о русских полководцах. Когда он поинтересовался у Рундштедта, кого тот считает лучшим в Красной Армии, тот назвал Жукова, который в начале 20-х гг. изучал стратегию в Германии у генерала фон Зекта. Что касается Буденного, с войсками которого генерал-фельдмаршалу пришлось повоевать, он сослался на слова пленного советского офицера: «Это человек с очень большими усами, но очень маленькими мозгами». Генерал-лейтенант Курт Дитмар, который в качестве военного радиокомментатора лучше многих знавший точку зрения генералов вермахта, подтвердил, что Жукова считали выдающейся личностью. « Конев – хороший тактик, был тоже очень неплох, но все-таки на более низком уровне» - ред. )
Борис Михайлович руководил Генштабом менее десяти месяцев, т.е. меньшую часть войны. Неудивительно, что его имя встречается реже тех, кто прошел всю войну. Что касается оценки деятельности Б.М.Шапошникова, то здесь можно привести такой пример.
Статью в книгу серии «Жизнь замечательных людей» о Шапошникове написал не полковник, а маршал А.М.Василевский. В этой статье есть, например, такие слова: «Используя свой многолетний опыт генштабиста, Борис Михайлович настойчиво, последовательно, шаг за шагом совершенствовал стиль и методы аппарата военно-стратегического и оперативного руководства. Он хорошо понимал, что успех боевых действий, находясь в прямой зависимости от имеющихся сил и средств, тем не менее, может не дать нужного эффекта, если эти силы и средства используются неразумно и нет гибкого, целеустремленного руководства войсками.
Вот почему Шапошников исключительное внимание уделял организации работы командования и штабов. Зимой и весной 1942 года Борис Михайлович по поручению Ставки отдал ряд директив о порядке планирования операций, о взаимодействии всех родов войск в ходе наступления, о противотанковой и противовоздушной обороне и т. д.
Одновременно разрабатывался важнейший документ, который должен был сыграть и действительно сыграл в ходе войны несомненную положительную роль в установлении единых методов штабной работы, - «Наставление по полевой службе штабов Красной Армии». Оно было утверждено начальником Генерального штаба Шапошниковым 17 марта 1942 года и направлено в войска как руководство к действию».
Многие важные события тяжелого для нас первого года войны замалчивались и поэтому деятельность Шапошникова в роли начальника Генерального штаба известна нам отдельными фрагментами. Это, прямо скажем, несправедливо.
- И.В.Болдин в июне попал в окружение и вышел из него только 11 августа 1941 г. Павлова, как известно, арестовали 4 июля 1941 г. Поэтому Болдин избежал вспышки гнева Сталина и последовавших за этой вспышкой назначений виновников катастрофы.
И «множество командиров» это все же преувеличение: командующие 3-й и 10-й армией Западного фронта В.И.Кузнецов и К.Д.Голубев арестованы не были. Поэтому возможность ареста Болдина, даже если бы он не попал в окружение, носит предположительный характер.
- Однако были РАССТРЕЛЯНЫ: начштаба фронта Климовских В.Е.; начсвязи фронта Григорьев А.Т.; начальник артиллерии фронта Клич Н.А.; командующий 4-й армией Западного фронта Коробков А.А; заместитель командующего ВВС фронта Таюрский. Разве это не МНОГИЕ?- Если отделаться абстрактным «многие», то у людей (которым забивали мозги мусором всяческие «Штрафбаты») может возникнуть впечатление, что расстреляли все старших командиров Западного фронта до комдивов включительно. Но это не так.
- Недавно были рассекречены архивы ФСБ, удалось ли вам ознакомиться с этими материалами? Если нет, то можете ли вы подтвердить тот факт, что среди участников партизанского движения были в основном сотрудники НКВД и милиции, а местные жители практически не привлекались.- Я не считаю себя специалистом по партизанскому движению, таковым является, например, А.Ю.Попов. Однако отрицать массовое участие в нем населения оккупированных территорий бессмысленно. Численность партизанских отрядов (по немецким оценкам в частности) намного превышала технические возможности транспортной авиации СССР по заброске в тыл противника сотрудников НКВД. Вместе с тем никто не отрицает роль НКВД в организации партизанских отрядов, особенно на начальном этапе (в первый год войны).
- И через десятилетия после войны советские люди пели о победе, которая нужна «одна на всех, мы за ценой не постоим». Какая она цена Победы? Приводятся данные, полученные от работавших в местах боев белых и черных копателей, что на каждого погибшего военнослужащего вермахта приходится до 6 красноармейцев.- Цену, которую готовы заплатить за победу определяется ценой поражения. В случае с Великой Отечественной войной цена поражения для страны была неприемлемой.
Если исходить из того, как задан вопрос, то речь идет, скорее, о соотношении потерь СССР и Германии. Этот расчет затрудняется отсутствием в Германии источника данных, сравнимого с отечественным трудом под редакцией генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева. Т.е. ничего подобного в Германии на данный момент просто нет. Что касается данных поисковиков, то это крайне фрагментарная выборка. Под Ржевом может быть одно соотношение, у деревни Хальбе под Берлином (где прорывающихся из «котла» немцев косили картечью) - другое. Проведенный мой подсчет по докладам Оберквартирмейстера 9-й немецкой армии и по нашим данным по боям за Ржев в августе и ноябре 1942 г. дает соотношение общих потерь сторон (убитые, раненые, пропавшие без вести) 1:4.
Справка:Алексей Валерьевич Исаев родился 15 августа 1974 г. в г. Ташкенте. Закончил факультет кибернетики Московского Инженерно-физического института (кафедра системного анализа). Работал в Российском Государственном военном архиве и Центральном архиве Министерства обороны РФ.
Автор статей в журнале «Полигон», газете «Независимое военное Обозрение», предисловий и комментариев к мемуарам М.Е.Катукова, М.В.Захарова, И.Видера, Э. фон Маккензена. Автор десятка книг, среди которых: «Антисуворов. Десять мифов Второй мировой», «От Дубно до Ростова», «1941: бои на Украине», «Краткий курс истории ВОВ. Наступление Маршала Шапошникова» и др.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.