Писатель Майкл Крайтон, который служит «мальчиком для битья» для всех американских левых и защитников окружающей среды, в своем новом техно-триллере «Следующий» настолько сильно «укусил» индустрию биотехнологий, что это привело в неописуемый восторг «зеленых». Резко критикуя достижения генной инженерии, он вскрывает пороки нынешней промышленной революции. Некоторым критикам это даже дало повод сравнить Крайтона с Энгельсом.
На только что открывшемся в Давосе Всемирном экономическом форуме, кроме обсуждения таких актуальных тем, как глобальное изменение климата, борьба с терроризмом, экономический подъем Азии и грядущая революция в Интернете, его участники остановились также на темах, которые на первый взгляд относятся к компетенции писателей-фантастов.
По одному из «сценариев» объявится новый вирус. Возможно, новая разновидность птичьего гриппа. Эксперты убеждены, что предыдущая эпидемия птичьего гриппа – всего лишь разминка перед большей бедой. Генетически измененные продукты и биотехнологии лишь способствуют неконтролируемым процессам.
Как-то, набравшись мужества, на одного из самых высокооплачиваемых современных писателей набросился журналист Майкл Кроули, который иронично упрекнул автора романа за его ретроградные и вздорные представления о защите окружающей среды. По сути, утверждает редактор «The New Republic» Кроули, в произведениях Крайтона всегда рассказывается одна и та же банальная история, «что эксперты, будь то ученые, интеллигенты, репортеры или бюрократы продажны и склонны к дешевой сенсационности».
Новый роман 64-летнего писателя явился вызовом для всех его критиков. Месть журналисту тоже оказалась своеобразной. В романе «Следующий» («Next») коррумпированного и склонного к дурной сенсационности эксперта зовут Мик Кроули.
Он – политический журналист, «богатый, избалованный выпускник Йельского университета», о чьих извращенных «сексуальных пристрастиях прекрасно осведомлены в Вашингтоне». Вымышленного Кроули обвиняют в изнасиловании собственного 2-х годовалого племянника. «Однако у этой рафинированной сволочи хорошие связи наверху», - пишет в своем романе Крайтон.
До сих пор сколько-нибудь существенных протестов специалистов по генной инженерии по отношению к творчеству Крайтона отмечено не было (странно, учитывая, что совокупный тираж его книг превысил 150 млн. экземпляров!). На этот раз, помимо десятка страниц со списком специальной литературы, в конце книги опубликованы конкретные политические требования с призывом реально положить конец индустрии биотехнологии.
С того времени, как петербургский академик К. С. Кирхгоф открыл явление биологического катализа биотехнология прошла большой путь. Появилась генетическая биотехнология и молекулярная биотехнология, называемая еще «индустрией ДНК». История биологии еще не написана, поэтому можно обратиться к мнению наблюдательного человека – популярнейшего писателя Майкла Крайтона.
Главный персонаж романа «Следующий» – Вентер, бизнесмен, занимающийся генными технологиями. Прекрасно понимая, какой золотой жилой является предпринимательство в сфере генной инженерии, он в судебном порядке добивается, чтобы права на клетки исцеленного от рака пациента принадлежали исключительно его фирме. Сотрудник лаборатории при помощи взятого без разрешения гена старения отправляет на тот свет нескольких человек.
В предисловии к своему не только беллетризованному произведению, но и памфлету автор пишет: «Этот роман – чистая выдумка, вплоть до пассажей, которые не имеют никакого значения». Не стоит слишком верить на слово писателю-фантасту. Неоднократно читатели встречают такую расхожую фразу о том, что всякое сходство с персонажами случайно. Слишком велик риск оказаться втянутым в судебный процесс. И в самом деле, описанное Крайтоном имеет большое сходство с реальными генными исследователями.
«Почти всякий большой прорыв в истории науки обязан своим успехом аутсайдерам, которых оскорбляли подобно мне», - утверждает главный герой «Следующего». Читатель не в состоянии отбросить мысли, которые вертятся вокруг информации в масс-медиа о птичьем гриппе и коровьем бешенстве, спорах вокруг нравственного аспекта клонирования.
«Патентование генов должно быть остановлено», - требует автор в послесловии к роману. «Излишне, неумно и вредно существующую в природе информацию» приберегать для одних пользователей и отказывать в ней другим. Это тормозит прогресс и приводит к абсурдному желанию, выдавать патенты на гены, «словно допустимо, чтобы кто-то мог запатентовать такой-то формы нос», -
Крайтон, этот гигант двухметрового роста, которого президент Буш приглашает на обед в Белый Дом, и которого британская ежедневная газета "Обсервер" припечатала как человека «легкомысленно потерявшего всякое право на симпатию», этот жупел для левых радикалов Америки, вдруг стал «красным» и порадовал «зеленых».
Немецкая «Вельт» остроумно сравнила описанные Крайтоном пороки так называемой третьей промышленной революции с работой Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», в которой классик вскрыл ужасающие картины эксплуатации рабочих при капиталистическом способе производства времен первой промышленной революции. Появление этой книги стало тогда суровым приговором буржуазному обществу.
В очередной раз яркий образчик западного истеблишмента выкинул фортель и вытер ноги о мир, породивший его самого.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.