Можно долго спорить о том, стоит ли потешаться над Адольфом Гитлером, но в нынешней Германии и не только с некоторых пор намечается тенденция представлять фюрера в образе клоуна. Со страниц комиксов, со сцены, с экрана, в Интернете перед читателями и зрителями предстает необычный тип, отдаленно напоминающий одну из самых зловещих фигур ХХ века.
В связи с этим европейцы задаются вопросом, можно ли смеяться над Гитлером и над чем нужно смеяться в Гитлере. Однако ключевой вопрос звучит так: можно ли вообще делать из преступника комическую фигуру и смеяться над злодеями? Законы жанра действительны и для Гитлера. Причем не столько для его художественного образа, каким он предстает, допустим, в «Великом диктаторе» Чаплина, а для реальной исторической фигуры.
Немецкие киношники пошутили про Гитлера
Историки могут соглашаться или нет друг с другом, давать оценки роли и личности фюрера в истории, но совершенно иное впечатление вызывает у всех эпизод кинохроники, когда зрители собственными глазами видят, как во время парада, проходя перед шпалерами войск, Гитлер неожиданно спотыкается. На миг, искажая черты его лица, появляется гримаса удивления.
Анекдоты или комиксы о Гитлере идут в чем-то намного дальше анекдотов о Чапаеве. В наших шутках предстает даже не реальный военачальник Василий Иванович, а кинообраз, созданный актером Бабочкиным, или совершенно абстрактная фигура, которой просто дали имя Чапаева, а могли назвать и иначе. У Гитлера заимствована каждая черточка: характерное, индивидуальное именно для него.
Гитлер сам собой представляет яркий типаж, который вдобавок напяливает на себя характерную маску, сыгравшую ключевую роль в становлении его политической карьеры. Эта маска образуется из слияния отдельных деталей физиономии (маленькие усики, челка), жестикуляции (вытянутая рука, сжатые кулаки, осанка) и риторики (срывающееся на лай крещендо, эффектные паузы и т. д.).
Чарли Чаплин или Эрнст Любич прекрасно понимали законы комического, и от них не мог ускользнуть тот факт, что может вызвать смех над этой исторической фигурой.
Один из источников смешного - повторение, монотонность. Второй источник, упомянутый французским философом Анри Бергсоном в его исследовании «О смехе» (1901), - это все автоматическое и механическое, которое имеется в человеческой личности. Вдалбливаемое в голову повторение одного и того же - стиль риторики Гитлера. Четкие, энергичные, словно рубленые, жесты напоминают скорее механизм или робота, а не живого человека. Одним из первых на это обратил внимание Чаплин в «Великом диктаторе». Фюрер напоминает конвейер на заводах Форда, заведенного механического болванчика.
В прошлом году настоящий фурор произвел двух с половиной минутный видеоролик «Гитлер лизинг!», который появился в Интернете. Его автор Флориан Виттман использовал в своей дипломной работе кадры кинохроники из «Триумфа воли» (1934) Лени Рифеншталь и соединил их с закадровым голосом одного известного в Германии юмориста.
В скетчах юмориста встречаются типичные для баварцев фразеологические обороты, намекая на австрийское происхождение будущего фюрера. Поразительно, полагают те, кто слышал эти шутки, то, что в свое время работало на Гитлера, его обращение к оскорбленным национальным чувствам, вся его риторика обиды на Версальский договор – теперь превращается в пародию, карикатуру.
Утешает одно, тень Гитлера в нынешнем театре, в кино и в Интернете, подвергают таким же танталовым мукам, которым в античной мифологии в подземном царстве подвергали всех преступников.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.