От Shadow Fight до "Быка Холода": история успеха якутского аниматора Маркела Мартынова

Супервайзер анимации студии "Тундра" о работе над мировыми хитами, создании первых якутских 3D-мультфильмов и миссии сохранения культурного наследия.

В эпоху глобализации и стремительного развития технологий особенно важно сохранять и передавать будущим поколениям уникальное культурное наследие каждого народа. Именно этой благородной миссии посвятил своё творчество Маркел Мартынов, талантливый 3D-аниматор и один из основателей студии "Тундра", которая создаёт анимационные фильмы на якутском языке.

Его путь в профессию лежал через работу над мировыми хитами игровой индустрии, такими как Shadow Fight 3, и участие в создании популярных российских мультфильмов — "Кощей. Начало" и "Сказочный патруль". Однако истинным призванием для него стало создание первых якутских 3D-мультфильмов "Бык Холода" и "Мунха", которые получили признание не только в России, но и на престижных международных фестивалях.

— Вы решили получить профессиональное образование в области анимации. Почему выбрали именно Animation Club?

— В то время Animation Club был одной из первых школ в России, где можно было получить специализированные знания именно по анимации. Меня привлекла их программа, которая включала в себя как теоретические аспекты, так и практические занятия с опытными преподавателями-практиками. Это была отличная возможность в достаточно сжатые сроки освоить все тонкости профессии и приступить к работе над реальными проектами.

— Вашим первым серьёзным опытом стала работа в компании Banzai Games над игрой Shadow Fight 3. Расскажите об этом этапе вашей карьеры.

— Работа в Banzai Games стала для меня настоящей школой жизни. Shadow Fight 3 — это мобильная игра в жанре файтинга, которая пользуется огромной популярностью во всем мире. На сегодняшний день количество загрузок игры превысило 100 миллионов!

Я присоединился к команде в качестве 3D-аниматора и занимался анимацией боевых сцен. Это была очень интересная и в то же время сложная задача. Нам нужно было не просто создать эффектные драки, но и учесть специфику различных боевых искусств — китайского кунг-фу, японских самурайских техник, европейского фехтования. Приходилось много изучать, смотреть фильмы, читать специальную литературу, чтобы наши анимации были максимально реалистичными и правдоподобными.

— После Banzai Games вы перешли в студию "Паровоз". Это одна из ведущих анимационных студий России, которая создает мультфильмы для широкой аудитории. Что привлекло вас в этой компании?

— Меня привлекла возможность работать над крупными проектами, учиться у лучших специалистов индустрии и вкладывать свой талант в создание качественной анимации.

В "Паровозе" я участвовал в работе над полнометражным мультфильмом "Кощей. Начало". Это был удивительный опыт! Я погрузился в мир волшебства и сказок, познакомился с процессом создания полнометражной анимации от начала до конца.

Также мне посчастливилось поработать супервайзером анимации над несколькими сериями мультсериала "Сказочный патруль". Это был уже другой уровень ответственности. Моя задача заключалась не только в том, чтобы создавать анимацию, но и контролировать работу других аниматоров, следить за соблюдением сроков и качеством продукции.

— И всё-таки вы решили вернуться в Якутию и создавать анимацию на своей родной земле. Расскажите, как появилась студия "Тундра"?

— Работая над крупными российскими проектами, я понимал, что хочу применить свой опыт и знания для развития анимации именно в Якутии. Мне хотелось создавать мультфильмы, которые бы рассказывали о нашей уникальной культуре, нашем языке, наших традициях.

Когда появилась возможность присоединиться к команде единомышленников, которые задумывали создать в Якутии студию 3D-анимации, я без колебаний согласился. Так родилась "Тундра" — первая в своём роде студия, которая поставила перед собой цель создавать высококачественную анимацию на якутском языке.

— Какими были ваши первые шаги в анимационной студии "Тундра"?

— Мы с командой понимали, что нам предстоит сложный путь. Якутская анимация только начинала развиваться, и нам нужно было не только создавать интересный и качественный контент, но и завоевать внимание зрителей, доказать, что якутская анимация может быть конкурентоспособной.

Первым нашим проектом стал короткометражный мультфильм "Бык Холода". Это история о мальчике, который учится у своего деда искусству ледовой скульптуры и знакомится с древними якутскими легендами.

Над "Быком Холода" я работал как супервайзер анимации и 3D-аниматор. Это был бесценный опыт, ведь мне довелось применить все свои знания и навыки, полученные в предыдущие годы работы в крупных студиях. Мы с командой стремились создать мультфильм, который был бы интересен как детям, так и взрослым, который бы рассказывал о якутской культуре на понятном всем языке — языке анимации.

— "Бык Холода" получил высокую оценку на международных фестивалях. Что для вас значит это признание?

— Это была настоящая победа! Мы и не мечтали о таком успехе, когда только начинали работу над "Быком Холода". Победа на ImagineNative в Канаде, одном из крупнейших фестивалей, посвященных культуре коренных народов, стала для нас полной неожиданностью и огромной радостью. Это было признанием не только нашего профессионализма, но и важности той миссии, которую мы перед собой поставили — сохранение и популяризация якутской культуры.

— "Мунха"- ваш второй проект в студии "Тундра", и вы в нем уже выступили в роли режиссера. Тот проект уже стал важной вехой в развитии якутской анимации, каким образом он может повлиять на будущее этой сферы?

— "Мунха" — это история о девочке, которая отправляется вместе со своей семьёй на традиционную якутскую рыбалку. Это мультфильм о важности семейных ценностей, о связи с природой, о том, как важно беречь и передавать из поколения в поколение свои традиции.

В "Мунхе" я выступил в качестве режиссера, и этот проект действительно стал важной вехой как для меня, так и для всей якутской анимации. Во-первых, он показал, что наша студия способна создавать качественные и глубокие анимационные фильмы, которые могут привлечь внимание широкой аудитории. Во-вторых, "Мунха" поднял важные культурные темы, которые актуальны для нашего региона и могут служить примером для других анимационных проектов. Я верю, что наши проекты откроют новые возможности для якутской анимации, способствуя её дальнейшему развитию и популяризации. Эти проекты может вдохновить других режиссеров и аниматоров на создание фильмов, которые будут не только развлекательными, но и несущими важные культурные и социальные послания.

— "Бык Холода" и "Мунха" получили признание на международном уровне, в том числе премию на престижном фестивале ImagineNative, посвященном культуре коренных народов, награды в международном анимационном фестивале "Мультпрактика" и в престижном Budapest Short Cut Film Festival. Как вы считаете, эти награды и внимание к вашим работам влияют на развитие якутской анимации?

— "Бык Холода" и "Мунха" действительно получили множество наград и признания на международных фестивалях, включая ImagineNative. Я считаю, что это очень важно для развития якутской анимации. На международном уровне наши работы показывают, что анимация из Якутии — это не просто местное явление, а конкурентоспособный вид искусства, способный заинтересовать широкую аудиторию. Также награды привлекают внимание инвесторов и дают возможность получать финансирование для новых проектов. Я уверен, что международное признание якутской анимации поможет нам развивать сферу и создавать еще более интересные и успешные проекты.

— Вы стали членом Европейской киноакадемии, одной из самых влиятельных организаций в сфере кино. Что для вас значит это признание и как вы считаете, насколько престижно быть членом такого сообщества?

— Для меня невероятная честь быть частью Европейской киноакадемии. Это признание моих усилий, вложенных в анимацию в течение многих лет. Быть в одном ряду с талантливыми кинематографистами со всего мира — это и вдохновляет, и обязывает к дальнейшим достижениям.

Европейская киноакадемия — это не просто престижный клуб. Это платформа для диалога, обмена опытом и влияния на развитие киноискусства в целом. Участвовать в ее работе, делиться своими знаниями и учиться у других членов — это бесценно. Членство в киноакадемии открывает новые возможности для сотрудничества с международными проектами и делает меня более узнаваемым в мировом киносообществе. Я уверен, что этот новый этап моей карьеры поможет мне продолжить творить и вносить свой вклад в развитие кино и анимации.

Уточнения

Анимация (animātiō с лат. — «одушевление, оживление») или мультипликация (multiplicatio с лат. — «умножение, увеличение, возрастание, размножение») — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с большой частотой (от 12 кадров в секунду для рисованной анимации до 30 кадров в секунду для компьютерной). Анимационное кино наряду с игровым является разновидностью художественного кино.

Мультфи́льм мультипликацио́нный фильм (разг. му́льтик) (от multiplicatio с лат. — «умножение») или анимационный фильм (от animātiō с лат. — «одушевление») — фильм, созданный при помощи средств мультипликации, то есть покадрового запечатления произведённых художником-мультипликатором объёмных и плоских изображений или объектов предметно-реального мира на кино- и видеоплёнке или на цифровых носителях. Мультфильмы обычно создаются для демонстрации зрителям в кинотеатрах, трансляции по телевидению или в интернете, для просмотра на экранах персональных компьютеров и других электронных устройств.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Редактор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить