Точных данных, сколько подданных русского царя погибли насильственной смертью в ночь на 30 (17) декабря 1916 года, у историков нет. Однако смерть Григория Распутина, чей труп на следующий день был обнаружен вмерзшим в лед Невы, - беспокоит нас вот уже 90 лет.
Близость к престолу оказала дурную услугу сыну простого сибирского крестьянина. Вот уж воистину, «минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь». Ненавидимый и боготворимый при жизни, Григорий Ефимович остается яблоком раздора и для следующих поколений. Александр Керенский изрек такую формулу: «Без Распутина не было бы Ленина».
Будущий управляющий делами Совнаркома Бонч-Бруевич , оставивший воспоминания о Ленине «Наш Ильич», неоднократно встречался с царским фаворитом. Во время визита на квартиру Бонч-Бруевича Распутин рассматривал висевшие портреты и, указав на один, проницательно произнес: «Вот за кем народ полками идти должен». Это был портрет Маркса.
Несмотря на инициативу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Поярков), который в 2002 году обратился в Синодальный отдел по канонизации Русской православной церкви с предложением причислить Распутина к лику святых, об этом не любят говорить открыто. Активную позицию в этом вопросе занимает певица Жанна (в святом крещении Анна) Бичевская , в репертуаре которой есть песня о Григории Распутине «Странник одухотворенный».
Раньше по отношению к Распутину прилагались совершенно другие эпитеты: «святой черт» (так озаглавил свои воспоминания бывший иеромонах Илиодор /Сергей Труфанов), «блудный старец», «божий человек» и др.
«В лице Григория Ефимовича Распутина мы имеем дело с выдающимся русским мыслителем, вождем духовных христиан, реформатором Русской православной церкви, Российского государства. Он пал жертвой не только тупого непонимания, жестокого консерватизма, но и страшного лицемерия, эгоизма и борьбы разных сил», - так в синодальном отделе обосновывали необходимость канонизации. Патриарх Алексий II безмолвствует.
Зато говорят другие: говорят много и многое. Проницательный писатель и философ В.В. Розанов сказал, что «странник… утонул в море анекдотов о нем, которых чем более – тем гуще они заволакивают от нас существо дела».
«Так, на самом деле, кто же был Распутин», - задается вопросом французский писатель с русскими корнями Анри Труайя , - «святой, невинно убиенный, или обманщик и плут? Те, кто верит в него, несмотря на порок, считают, что принадлежит он к тем, чье место среди святых великомучеников. Их много – это и воины, и отшельники, и реформаторы, и мыслители, и юродивые, и монахи… Почему же не включить в эту славную когорту святого грешника? Ведь Распутин, по мнению некоторых, наилучший претендент: непоколебимая вера, дар целителя, подтверждавшийся свидетелями, способность предвидеть будущее… Эти исключительные качества он соединяет с жаждой жизни и удовольствий, что должно было вызвать среди народа доверие, а не осуждение. Раскаявшийся грешник милее Богу, чем безгрешный праведник. И только он один доказывает, что Господь милостив к своим созданиям».
Ведь одним из условий канонизации издавна считалась нетленность мощей святого. Поскольку считается, что труп Распутина был сожжен, а прах развеян, удивительные вещи происходят с другими «мощами» Распутина - восковыми. Второе десятилетие восковая персона Григория Ефимовича в подвале Юсуповского дворца на Мойке, по словам сотрудников музея, в отличие от других кукол (например, Феликса Юсупова), которым то и дело требуется реставрация, выглядит как новенькая.
Бывший французский посол в царской России Морис Палеолог , который пробыл в Петербурге с 1914 г. вплоть по февральской революции, относился к Распутину то категорически отрицательно, то увлекается его пророчествами об исходе войны, то собирается, путем подкупа, сделать его проводником французских интересов в России, воспользовавшись его безграничным влиянием на царицу и царя.
Уже само прозвище или имя Распутин вызывало разноречивые толкования. Современник «старца» Палеолог писал, что оно происходит от слова «распутник» и означает «развратник», «сладострастник», «юбочник». Иную трактовку находим у Труайя: «Распутин – уличное прозвище, никто не знает его происхождения. Может быть, от слов «распутство», «распутье», а может, «распутывать».
- Общая причина, по которой многочисленная женская рать осаждала Распутина, коренилась в кризисе режима, всегда сопровождаемом падением нравов, увлечением мистицизмом и
Но даже критически настроенный по отношению к Распутину историк далее добавляет: «Широко распространившийся в годы войны слух, что императрица и Вырубова (фрейлина царицы Александры Федоровны – ред. ) сожительствовали с ним, не соответствует действительности».
Умница Виктор Шкловский в «Сентиментальном путешествии» вспоминал: «История с Распутиным была широко распространена. Я не люблю этой истории; в том, как рассказывалась она, было видно духовное гниение народа».
Дневник Анны Вырубовой (Танеева), в котором она живописует подробности жизни Григория Распутина, в действительности оказался фальсификацией. Авторами подделки являлись сотрудники ГПУ и «красный граф» Алексей Толстой , задачей которого заключалась в художественной обработке Гришкиных грехов и пороков. Перу автора «Петра Первого» устная молва приписывала эротические и порнографические повести «Баня» и «Пакет».
«Цель фальшивки - очернить даже не самого Распутина, а царскую семью, к которой он был приближен», - говорит профессор доктор исторических наук Сергей Масленников . – «Лжедневник Вырубовой потом лег в основу романа Пикуля, из которого все и узнали о «страшном демоне Гришке Распутине». Именно этот образ человека, одолеваемого самыми низменными страстями, эксплуатирует отечественный кинематограф (фильм «Агония» Элема Климова) и биографы самых разных мастей».
«Исследователи биографии Распутина обычно срываются в крайности», - утверждает писатель Александр Бушков , который год назад издал книгу о Распутине. «Так, например, сегодня имеется «пикулевское» направление, рисующее его воплощением прямо-таки мирового зла, и платоновское. Олег Платонов собрал множество ценнейшей информации, из которой сделал весьма странные выводы: Распутин – ангел в белоснежных одеждах, хранитель земли Русской. Истина, конечно, где-то посередине».
Великий Иоганн Вольфганг Гете считал иначе, посредине между двумя крайними мнениями находится не истина, а проблема.
Смерть Распутина изменила ход мировой истории
Противоречивы не только имя и жизнь, загадочны также смерть и местонахождение могилы старца. В первых числах марта 1917 года революционные братушки, вдохновленные не идеями о мире и земле, а подпитываемые слухами о несметных сокровищах, нашли под строительными лесами строящегося небольшого храма на окраине Царского Села захоронение. Могилокопанием руководил капитан Климов, командир батареи по охране царской резиденции, действовавший с согласия нового коменданта Царского Села подполковника В.М. Мацнева.
На глубине полутора метров в промерзлой земле находился оцинкованный футляр с гробом. Крышку взломали топорами и кирками. Драгоценностей не обнаружили, а Керенскому доложили, что в найденном гробу находится предположительно тело Распутина. Думский корреспондент Е. Даганский, спускавшийся в могилу, нашел на груди небольшую икону Знамения Федоровской Божией Матери, на обороте которой были автографы царицы, четырех великих княжон и Анны Вырубовой. Ниже дата: 11 декабря 1916 г., Новгород. Через несколько недель в прессе промелькнуло сообщение, что реликвия была продана инженером Беляевым некоему иностранцу.
Гроб с телом Распутина по распоряжению Временного правительства на грузовике доставили в городскую ратушу и провели осмотр трупа. В газете «Русское слово» сохранился отчет: «Тело Распутина оказалось завернуто в тонкую кисею и затем зашито в полотно. Голова покоилась на шелковой кружевной подушке. Руки скрещены на груди, левая сторона головы разбита и изуродована. Тело почернело. В это время в ратуше собралась огромная толпа любопытных. Каждый хотел себе оставить на память кусок крышки гроба. «Это на счастье, как веревка от повешенного», - заявляли в толпе».
Некрофильская вакханалия происходила в дни Великого поста. Оскверненный гроб стоял в деревянном ящике из-под рояля в самом центре Петрограда на Конюшенной площади.
Уже упоминавшийся Бонч-Бруевич называл убийство Распутина «трагической развязкой» и упоминал о «несомненно привлекательных чертах
Автор интереснейшей монографии «Хлыст. Секты, литература и революция» Александр Эткинд справедливо считает: «Слишком многое, что говорилось и писалось о Распутине, было выдумано. Не так уж интересно, был ли Распутин на самом деле сектантом; был ли он развратен; связан ли был с масонами и так далее. Важнее проследить, кто его считал таковым, а кто нет; от чего зависели эти восприятия; и к каким действиям они вели. В самом деле, историю Распутина написать почти так же трудно, как написать историю царя Энея или историю Иванушки-дурачка».
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.