Три столетия назад, в осенний день, отлетела душа самого знаменитого узника в истории. Так закончилась земная жизнь того, кого назвали Железная маска – таинственного заключенного Бастилии, главной тюрьмы Франции. Так родилась легенда о человеке, которому под страхом смерти запрещалось показывать свое лицо. Кем был в действительности герой мифов, романов и фильмов, живший во времена Короля-Солнца? Первый в истории политический пиар!
Ни один эрудит, ни один историк никогда не скажет, сколько людей побывало в тюрьмах за всю историю человечества. Тем не менее, самых знаменитых узников знает даже плохой школьник. Возглавляет «горячую десятку» - таинственная Железная маска. На всех языках ему посвящено более тысячи книг, публикаций, брошюр и прочих литературных произведений. И это не считая забавных и серьезных, ясных и туманных гипотез, выдвинутых серьезными специалистами и наивными дилетантами от истории. С 1902 года к теме подключился синематограф. Следуя воле Дюма, загадочного заключенного освобождал блистательный д'Артаньян. В маске и без в разное время разводили простодушную публику Дуглас Фэрбенкс, Жан Мар, Жан Франсуа Порон, Жерар Депардье и Леонардо Ди Каприо.
19 ноября 1703 года умер и тотчас был похоронен под именем «Маршиоли» (или «Маршиали») на кладбище Сен-Поль узник в маске. Утверждали, что его тело засыпали неким едким веществом, чтобы сделать неузнаваемыми черты его лица. По другим сведениям ему отрубили голову и тайно захоронили в совершенно другом месте. Слухам несть числа: на следующий после похорон день один любопытный раскопал могилу и вместо трупа обнаружил большой камень. Даже после смерти этот человек нагонял страх.
По христиански преданный земле «мсье де Маршьель» (обычное для тех времен офранцуживание итальянской фамилии Маршиоли) скончался в возрасте «сорока пяти лет или около того». Однако по свидетельству зятя врача Бастилии, которого цитирует Вольтер, незадолго до своей кончины незнакомец заявил, что ему 60 годков.
В 1902 году, когда сносили старинное здание, построенное еще во времена Генриха IV, бывшую городскую усадьбу президента парламента де Планси, расположенную на улице Ботрейи, дом 17, рядом с кладбищем Сен-Поль, воспользовались случаем, чтобы изучить могилу Железной маски. Современный французский исследователь Жан-Кристиан Птифис (Jean - Christian Petitfils) пишет: «в месте, которое считалось началом подземного хода в Бастилию, не обнаружили ничего кроме «нагромождения старого строительного мусора» - обстоятельство, послужившее поводом к тому, что некоторые стали говорить о сознательном уничтожении гроба таинственного заключенного».
Современные знатоки уверены, что останки таинственной маски по соображениям секретности погребены среди общих могил посреди сотен тысяч скелетов в парижских катакомбах. Какому криминалисту под силу разыскать истлевшую бархатную ткань на лысом черепе?
Первым, кто привлек внимание к загадочной персоне, был Вольтер. В написанном в 1751 году произведении «Век Людовика XIV» он писал о таинственном блондине стройного телосложения, с приятным голосом, лицо которого было закрыто маской, «подбородочник которой был снабжен железными пружинами, позволявшими свободно есть, не снимая с лица маски». Отсюда и пошла плясать история о пресловутой «железной» маске. Однако по авторитетному свидетельству одного королевского библиотекаря на узнике была надета «черная бархатная маска, хорошо сидевшая на лице и крепившаяся на затылке при помощи пружины».
Эту версию в 1838 году подхватил Виктор Гюго. В мелодраме «Близнецы», которую поэт так и оставил незаконченной, в начале II акта написано: «Когда поднимается занавес, у стола стоит странная фигура: на первый взгляд невозможно угадать ни пол, ни возраст этого существа, одетого в длинную мантию из фиолетового бархата с головой, полностью закрытой маской из черного бархата, скрывающей как лицо, так и волосы, и ниспадающей до самых плеч. Сзади маска крепится маленьким железным замком…»
В ноябре 1855 года на распродаже некая перекупщица среди доставшегося ей металлического хлама обнаружила железную маску. За умеренную плату она уступила находку одному анонимному «благовоспитанному любителю». Соскоблив толстый слой ржавчины, любитель антиквариата обнаружил приклеенную к задней части маски небольшую полоску пергамента, на которой он сумел прочитать полустершуюся латинскую надпись, гласившую, что эту маску носил брат-близнец короля Людовика XIV. Вот тут уже начинается Дюма-отец…
Однако вернемся к патриарху французской беллетристики Вольтеру. Никто не мог приближаться к нему кроме его тюремщика, слышать или произносить его имя. Однако с затворником обращались по-королевски. Слуги коленопреклоненно подавали ему яства на серебряной посуде. Губернатор этого средиземноморского острова, где находилась крепость, в которой содержался узник, в его присутствии оставался с непокрытой головой и не садился, пока ему этого не предложат. Для человека, единственными развлечениями которого были чтение и игра на гитаре, отбирали самое красивое белье и тонкие кружева.
Однажды в припадке отчаяния, сообщает месье Вольтер, узник нацарапал ножом несколько строк на серебряной тарелке и выбросил ее через решетки в окно. Местный рыбак, надеясь на вознаграждение, отнес свою находку губернатору.
- Ты читал, что написано на этой тарелке?– спросил удивленный губернатор.
- Я не грамотен, - ответил рыбак.
- Твоё счастье, - сказал губернатор, - что ты не умеешь читать.
Опуская некоторые подробности, заметим, что в сентябре 1698 года заключенного тайно перевели с острова в парижскую тюрьму Бастилию. Вечным стражем вечного узника был только что назначенный начальником тюрьмы мсье де Сен-Мар. Вот его комичный портрет, написанный одним желчным господином: «Маленький человечек, очень уродливый и плохо сложенный, сгорбленный и трясущийся, ужасно вспыльчивый, постоянно бранящийся и богохульствующий, кажется, вечно, пребывающий в ярости; чёрствый, неумолимый и жестокий до крайности».
Именно благодаря господину Сен-Мару, чей карикатурный облик так нелицеприятно передал потомкам его современник, историки и вышли на след Железной маски. Проследив за списком заключенных, которых сопровождал великий тюремщик, они пришли к следующему выводу.
- В тайне Железной маски, - заключает британский писатель Джон Нун,- в конечном счете больше иронии, чем железа ( more irony than iron ). Тут он остроумно обыгрывает английское слово iron – равно и железо, а также ирония.
Хитроумный тюремщик Сен-Мар устроил настоящий балаган, соорудив из ничего не значащей личности подлинный политический пиар! Умело разыгранный фарс, призванный сокрыть полную ничтожность персоны, способствовал трехвековому мифу и сыграл на руку политикам былых времен. Как «правым», так и «левым».
«Не все, кого считают умершими, мертвы!» - посмеиваясь, сказал старый тюремщик. Это истина верна до сих пор. Словом, как до этого говорил старик Экклесиаст: Ничто не ново под луной.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.