Давно известно, что с постановкой современных опер, даже ставших классикой, в Большом театре большая напряженка. Когда в 2000 году Касьянов и Швыдкой назначили новым генеральным директором Большого заслуженного деятеля искусств Украины Анатолия Иксанова, в театре все заговорили об обновлении репертуара.
Предлагалось даже поставить скандальный шедевр одного из классиков додекафонии Альбана Берга «Лулу» (1936), но от затеи пришлось отказаться. Психопатологическое либретто в сочетании с предельно нервной музыкой Берга могли привести к тому, что беременные слушательницы были бы крайне недовольны.
После этого рассматривалось предложение поставить мистическую оперу Кшиштофа Пендерецкого «Потерянный рай» (1976) по поэме Джона Мильтона, но ее почему-то сочли слишком заумной. В итоге был сделан заказ кинокомпозитору Десятникову и литератору Сорокину на опус «Дети Розенталя», который предельно разочаровал оперных гурманов.
Если бы не безудержный пиар этого сочинения со стороны движения «Наши» и некоторых депутатов Госдумы, то «Детей Розенталя» вряд ли бы кто-нибудь серьезно заметил. Невнятный сюжет, эпигонско-дилетантская музыка, бездарная режиссура – все это создало впечатление абсолютной пошлости и невыносимой скуки. Довольно быстро «Дети Розенталя» оказались на задворках интереса меломанов.
Вот почему сотрудничество Большого театра с великим Джоном Адамсом следует считать огромным достижением Анатолия Иксанова. Адамс продолжает оставаться ведущим представителем минималистского стиля, творцы которого приятно поражают слушателя лаконизмом фактуры и повторяемостью элементов.
В отличие от Стива Райка и Филиппа Гласа , чей «Эхнатон» будет поставлен в Большом в 2009 году, музыка Адамса более динамична и мелодична, полна юмора и остроумных находок, что обеспечило ей большой успех во всем мире.
Невероятный успех Адамсу принесли его «политические» оперы – «Никсон в Китае» и «Смерть Клингхоффера», где автором текста выступала знаменитая поэтесса Алиса Гудман . Феерический дебют Адамса на оперной сцене, состоявшийся двадцать лет назад, до сих пор не удалось ни повторить, ни превзойти никому.
Тогда по заказу новомодной Хьюстонской оперы Джон Адамс написал оперу об историческом визите в 1972 году президента США Никсона в Китай и его встрече с «великим кормчим» Мао Цзедуном. Получилось невероятно веселое сочинение, ошеломляющее нескончаемым потоком мелодических и ритмических находок. А центральный номер – танцы Председателя - моментально стал музыкальным бестселлером, как чуть позже и вся запись оперы.
«Никсон в Китае» обошел крупнейшие оперные театры мира и был единодушно признан, наряду с «Порги и Бесс» Гершвина, величайшей американской оперой . Сам Никсон был в восторге от творения Адамса иподарил ему четыре ящика столь почитаемой в Америке «Столи». Можно не сомневаться, что и в опере «Ельцин в Германии» Адамс блеснет всеми гранями своего незаурядного дарования, прежде всего, изысканным юмором, которого так не хватает сейчас современным операм.
В пресс-службе Большого театра нам отказались комментировать предстоящую сенсацию, отослав в приемную заместителя генерального директора Антона Гетмана. После четырехчасовых консультаций секретарша господина Гетмана сказала «Правде.Ру» следующее: «Все комментарии по этому вопросу вы можете получить у начальника отдела творческого планирования Вадима Журавлева. Он сейчас в Америке, ведет переговоры».
Ожидается, что после возвращения Журавлева в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии состоится пресс-конференция с участием руководителя агентства Михаила Швыдкого и гендиректора Большого театра Анатолия Иксанова, на котором будут обнародованы подробности создания и постановки оперы Джона Адамса «Ельцин в Германии» на сцене лучшего оперного театра мира.
Все же, благодаря окружению обворожительной оперной мегадивы Маквалы Касрашвили, нам удалось узнать некоторые подробности. Над либретто «Ельцина в Германии» с российской стороны работают драматург Михаил Волохов при участии депутата Госдумы Александра Хинштейна, а с американской к делу привлечен классик тамошней литературы Филипп Рот.
Центральным номером нового шедевра Джона Адамса должна стать вокально-танцевальная сцена «Танцы первого президента России», в которой герой будет дирижировать немецким оркестром, как это делал в свое время Ельцин в Берлине, и исполнять различного рода невероятные пируэты.
В сцене бала планируется исполнение «Застольно-минималистских куплетов», сопровождаемых игрой деревянными ложками на головах приглашенных гостей. Кроме того, большое впечатление должна произвести ария «Никуда я не уйду!», плавно перетекающая в монументальную хоровую фугу «Никуда мы не уйдем, два процента сохраним!»
В «Ельцине в Германии» запланировано несколько балетных эпизодов, один из которых будет называться «Танец маленьких загогулин». Кроме того, действие будет сопровождаться пояснительными монологами под клавесин персонажа «Тамады», которого реально может исполнить гражданин, действительно бывший тамадой на недавнем юбилее Ельцина.
Режиссером «Ельцина в Германии», скорее всего, будет ультрамодный Дмитрий Черников, чья постановка «Евгения Онегина» произвела столь сильное впечатление на саму Галину Вишневскую. «Со времен фильма Анджея Жулавского «Борис Годунов» ничего столь же бесподобного я не видала»,- сделала великая певица комплимент всемирно известному новатору.
Говорят, что после этого Черников решил в каждую свою постановку на сцене Большого, даже в «Хованщину» и «Парсифаль», приглашать знаменитую группу мужского стриптиза из США «Чиппендейл», до чего еще пока нигде не додумались.
Все вышесказанное дает полное основание сказать – благодаря мудрому руководству Швыдкого и Иксанова Большой театр действительно стал ведущим оперным театром мира. А журналисты, как нам пояснили в пресс-службе театра, смогут уточнить подробности насчет «Ельцина в Германии» буквально на днях.
Андрей ЩербаковНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.