В последнее время тема Египта, с его пирамидами, храмами, древними ритуалами, фараонами и иероглифами не сходит со страниц модных журналов. Число российских туристов, отправляющихся на берега Нила, стремительно растет каждый год. О притягательности земли фараонов и ее загадках корреспондент «Правды.Ру» поговорил с Виктором Солкиным – специалистом-египтологом, президентом Ассоциации по изучению Древнего Египта «Маат» , одной из самых молодых, но динамично развивающихся российских востоковедных организаций, отмечающей в этом году свое пятилетие.
- Это очень индивидуально: кого-то египетское пространство давит, а у кого-то наоборот вызывает восторг. Вспомните, что каждое святилище, в которое сегодня покупают билет, на протяжении нескольких веков использовалось для обрядов. Некая, можно так сказать, «информация» об этих молитвах и ритуалах наверняка сохраняется до сих пор. Туристы сейчас разгуливают по запретным местам, доступ к которым имели лишь единицы – фараоны и верховные жрецы, тогда как простые египтяне преклоняли колени лишь у храмовых ворот, перед царскими статуями. Можно сказать, что святыни прошлого сохранили в себе какое-то особое информационное пространство, победившее время. По своему опыту я знаю, что, например, те храмы, которые перенесли при сооружении Асуанской плотины на новое место, – очень многое потеряли по сравнению с оставшимися на своих исконных местах.
В Египте действительно порой происходят необъяснимые вещи. Местные жители при личной встрече с египтологами порой рассказывают «байки из склепа», которые не выходят на уровень прессы и которые можно услышать потом за «рюмкой чая» во время вечернего отдыха после раскопок. Среди жителей деревни Курна, дома которой стоят на гробницах времен фараонов в Луксоре, ходит множество легенд о призраках в Фиванском некрополе, о голосах, которые можно услышать в гробницах или же о смертях местных жителей, глумившихся над забальзамированными останками своих далеких предков. К этому можно по-разному относиться, однако одно совершенно точно: все, что связано с прошлыми тысячелетиями может оказаться куда более непростым, чем это кажется с первого, поверхностного взгляда. Лично я очень люблю египетские древности, есть поразительное ощущение, что всё это по-своему живо. Чувство того, что минули тысячелетия, порой совершенно исчезает, когда держишь в руках ткани или статуэтки божеств, которым порой бывает 30-40 веков. Древние египтяне верили, если их имена вспомнят потомки, значит, они будут жить вечно. Мы им в этом помогаем. Потом я проработал в пушкинском музее, в Секторе Востока шесть лет, в обед пил чай, сидя под погребальной пеленой 4 века до новой эры, чувствовал себя прекрасно и могу сказать одно: относитесь к прошлому уважительно, и вам откроется поразительный мир, полный мудрости.
Тропами мертвых: репортаж из тайного убежища профессиональных грабителей гробниц
- Египет – страна, где постоянно «делаются» сенсации. Сколько во всем этом правды и вымысла?- Вокруг Египта всегда крутилось много одиозных личностей. Недавно один араб выдал «сенсацию» о том, что рядом с Великим сфинксом в Гизе есть, якобы, парный женский сфинкс. Вся мировая пресса похвалила его – «молодец, мальчик, отличная реклама». Или другие шарлатаны, утверждающие, что камень для постройки гробниц и храмов египтяне резали фрезой, и вообще до них была цивилизация богов… А ведь кто-то верит, покупает книги или фильмы и не понимает, что на этом нечистоплотные люди делают деньги.
- В Египте принят закон о национализации древностей, но черный рынок там по-прежнему существует?- В 1983 году в Египте приняли национальный закон о древностях, который грозит его нарушителям либо тюрьмой, либо огромным денежным штрафом. Всё зависит от количества и качества награбленного. Недавно произошла очень скандальная история с известным французским художником Стефаном Руссо, который работал во многих экспедициях рисовальщиком. В аэропорту Александрии он был задержан, когда пытался нелегально вывести около сотни предметов из керамики, бронзы и т.д. Его ожидало 25 лет заключения. Этот человек подкупил всех кого смог и через ливийскую пустыню бежал на родину, в Тулузу.
Года три тому назад разгорелся скандал с известным американским антикваром Шульцем, который являлся личным советником президента Клинтона по вопросам древнего искусства. У этого господина была отлично налаженная система. Некий англичанин, его сообщник, покупал в Египте редчайшие вещи, например, скульптурную голову Аменхотепа III, которую затем покрывали слоем полимера и расписывали золотом, красно-синей краской, выдавая за дешевую поделку с каирского базара Хан эль-Халили. И таким образом вывозили из страны. Затем в Лондоне, как резинку, снимали верхний слой и артефакт уходил на продажу за бешеные деньги. Голова Аменхотепа III была продана за один миллион 200 тысяч долларов.
Данная система функционировала много лет. За границу переправлялись саркофаги и другие бесценные предметы древнего искусства. Контрабандисты попались случайно. В Мемфисе есть потрясающий маленький храм, закрытый для туристов. Внутри на двух стенах имеются рельефные изображения богини любви Хатхор, которая грудью кормят царя Сети I. Когда в нью-йоркский музей «Метрополитен» пришел один европейский специалист (кстати, написавший диссертацию об этом храме) и увидел этот рельеф на выставке – поднялся страшный шум. В США и Великобритании оказались за решеткой оба нелегальных торговца. Они получили меньшие, чем в Египте, сроки, но заплатили значительные денежные штрафы. По-моему, это справедливо.
- Европа и Америка – там, где сбывают награбленное. Но наверняка такое не было бы возможным без участия местных жителей?- Конечно. Для некоторых египтян это уже стало семейным бизнесом и стоит немного отойти от туристических дорог, как Вы увидите в песке кости, обрывки погребальных пелен и разбитые саркофаги. Грабить гробницы начали еще при фараонах: сохранились папирусы с записями судебных процессов, свидетельствующие о невероятной коррупции среди жрецов и придворных. Продолжают грабить и в наши дни. Существуют целые династии расхитителей гробниц. Кстати, именно местные жители порой указывают археологам на то место, где стоит начать раскопки. Так, на западном берегу Нила в Луксоре была найдена, например, гробница трех цариц, сириек по происхождению, жен фараона Тутмоса III. Местные же обнаружили и знаменитый тайник, где в конце XIX века нашли мумии величайших царей Египта. Сначала вещи из тайника феллахи продавали коллекционерам, потом после долгого расследования грабителей вывели на чистую воду, а сокровища перевезли в Каир. Сегодня в глинобитных чайных, построенных у скал некрополя, можно встретить тех египтян, чьи отцы и деды работали вместе с Говардом Картером в гробнице Тутанхамона. Вам здесь могут рассказать много интересного.
- Открытия делают только специалисты или может повести полному профану, человеку далекому от археологии? И он сможет найти какую-нибудь невероятную ценность.- В основном, конечно, специалисты. Но может всякое случится. В прошлом году, например, голландский студент гулял с друзьями в пустыне, к западу от Луксора и нашел новую, никому не известную гробницу эпохи Тутанхамона . Такое случается, конечно, но очень редко. Или другая история: крестьянин из оазиса Бахария ехал на осле, осел попал ногой в отверстие в грунте, а потом там нашли огромный некрополь, названный из-за богатства погребений «Долиной золотых мумий»…
То, насколько серьезно обстоит дело с кражей египетских древностей, несмотря на все сопротивление и усилия египетских властей, подтверждает совсем недавняя история с погребальной маской знатной дамы Каинефернефер. Поразительно красивый памятник, 13 век до н.э. Ее купил в известном антикварном салоне в Амстердаме представитель одного американского музея. А потом выяснилось, что ее украли из хранилища находок в некрополе Саккара и каким-то образом вывезли из Египта. Д-р Захи Хавасс , выдающийся египетский археолог, который возглавляет Высший Совет по древностям Египта, потребовал вернуть маску, но директор музея отказался это сделать, на том основании, что ему ничего не было известно об её происхождении. Тяжба продолжается до сих пор.
- Некоторое время назад в Германии вновь разгорелся спор по поводу возвращения бюста Нефертити…- Знаменитый портрет царицы Нефертити из Берлинского музея возглавляет список из 10 артефактов, которые Египет требует вернуть на историческую родину. Агент немецкой разведки Людвиг Борхардт , который помимо своей основной деятельности всерьез занимался археологией, незаконно вывез её из страны. Для этого её черты исказили: обложили фольгой, обмазали гипсом, а
Кайзер Вильгельм хотел вернуть Нефертити в Египет, были уже заключены соглашения между двумя странами, но тут к власти пришел Гитлер. Для фюрера этот памятник стал любимым. Он мечтал специально для него построить новый музей, переименовать Нефертити в «Германию», и считал, что царица – настоящая арийка. Спор между Каирским и Берлинским музеями очень давний. Директор музея, хранящий Нефертити, не имеет права приезжать в Египет, его раскопки в дельте Нила были заморожены и сейчас он, в основном, занимается археологией Судана.
- Нефертити не единственная, что египетские власти хотят вернуть?- Египет требует вернуть Луксорский обелиск, который украшает парижскую Площадь Согласия. Однако, это был подарок египетских властей – в обмен на обелиск правитель Египта Мухаммед Али получил механические часы для каирской цитадели, которые, к слову, очень быстро сломались. Некоторое время назад французы по инициативе сотрудников Лувра установили на верхушку обелиска золотой колпак-пирамидион. Приблизительно так этот памятник выглядел в древности. Это действительно очень красиво. Еще Египет хотел бы вернуть статуи царицы Хатшепсут из нью-йоркского музея Метрополитен, Дендерский зодиак, хранящийся в Лувре, и статую Хемиуна – архитектора пирамиды Хуфу (Хеопса), которая также как и Нефертити находится в Германии.
- Египет может потребовать вернуть римские обелиски или питерских сфинксов?- Тут всё по-другому. В Рим обелиски попали еще при императорах. Сфинксы же были приобретены российским правительством за сорок тысяч золотых рублей в Александрии и законно вывезены в Россию в 1832-м году. Можно сказать, что нашей стране очень повезло: эти сфинксы Аменхотепа III – шедевры египетского искусства.
В 2003 году была впервые проведена их реставрация, они были очищены от слоя грязи, разъедавшего гранит и действительно «помолодели». Я на всю жизнь, наверное, запомню моменты, когда мы стояли на лесах, вместе с реставраторами, и вглядывались в огромные, отполированные до блеска лица сфинксов, каждое – почти в человеческий рост. Позже нам удалось установить то место, где в огромном заупокойном храме Аменхотепа III в Фивах стояли эти сфинксы. Именно там наши реставраторы продолжили свою работу и это просто замечательно!
- В Ираке, после начала боевых действий против режима Хусейна, стали целенаправленно красть музейные экспонаты. Видимо, по наводке американских и европейских торговцев антиквариатом. Этот пример подходит к Египту?- Ситуация в Ираке кардинально отличается от ситуации в Египте. И хотя там есть радикальная группировка «Братья-мусульмане», большинство населения её не поддерживает. Люди прекрасно понимают, что как только в их стране воцарится исламисты, тут же придется распрощаться с туризмом. Упадет экономика, наступит голод. И потом, Египет, как и Ливан, ещё со времен наполеоновских походов был воротами на Восток. Египтяне – очень достойные и гостеприимные люди, ценящие дружбу; с ними очень приятно работать. Кроме того, примеров серьезного вандализма со стороны исламских фундаменталистов в Египте нет. Мусульмане разбирали древний постройки только для бытовых нужд, а вот христиане – намеренно, изуродовав при этом многие уникальные памятники. Например, в священном для древних египтян городе Абидосе, в роскошном храме царя Сети I они пробрались в святилища и сбили кирками рельефные лица богов на стенах. А каждое такое лицо, между прочим, – шедевр искусства! Хорошо хоть, что еще в древности жрецы, покидавшие храм, когда древняя религия была запрещена, заложили камнями часть проходов. Этим они спасли стены самых тайных залов храма от рук вандалов.
- Римский Колизей жители тоже разбирали по кирпичику.- В конце XIX века, когда в Египте началась индустриализация, местные жители еще совершенно не понимали ценности своего немусульманского прошлого. В материалах экспедиции Наполеона есть описания и зарисовки нескольких храмов, позже полностью разобранных на строительство сахароперерабатывающих заводов. Помню, меня поразил в одной частной коллекции в Швейцарии круглый диск-жернов, вырезанный из гранита, на одной из сторон которого сохранилось лицо и
- Авторам «Новой хронологии» следует почитать историческую литературу, особенно документы на французском языке и получить историческое образование, прежде чем что-либо вообще говорить о Египте. Нос у сфинкса Гизы повредили мамлюки. Военная экспедиция Наполеона, с его знаменитой комиссией из ученых и художников, открыла Европе Египет. Когда французский генерал Дезэ совершил свой бросок на юг, преследуя отходящие силы мусульман, художник Виван Денон под пулями рисовал храмы Дендеры и Луксора, поражаясь тому, насколько величественны памятники египетской древности. И теперь этих людей обвиняют в вандализме те, кто не знает ни истории, ни культуры Египта, не говоря уже о древнеегипетском языке!
Что касается Великого сфинкса, то в 1980-х годах в связи с поднятием грунтовых вод проводилась его консервация и были проведены широкомасштабные исследования этого памятника. Геологическую датировку сфинкса проводили специалисты из нефтяного концерна «Шелл». Их вывод: памятник датируется серединой третьего тысячелетия до н.э. Никакой водяной эрозии они не обнаружили. Характерный для этой местности известняк носит на себе следы исключительно ветряной эрозии.
С другой стороны, сфинкс был когда-то частью священного пирамидного комплекса: во время весеннего и осеннего равноденствия движение Солнца совпадает с осью храма сфинкса, лежащего у его лап. Солнце двигалось над двором храма и затем освещало культовый образ, находящийся в западном святилище. В этот момент тень сфинкса и пирамиды, двух великих образов царя, воссоединялись. В образе сфинкса царь Хафра, обращенный ликом к светилу, почитал его, поднося ему, как это известно по другим изображениям сфинксов, жертвенник с дарами. Со дня летнего солнцестояния Солнце заходит в одном и том же месте горизонта три дня, причем со стороны храма сфинкса оно оказывается ровно посередине между пирамидами Хуфу и Хафра. Пирамиды отца и сына образуют, таким образом, подобие египетского иероглифа «ахет» – горизонта, между холмами которого уходит в иной мир солнечное божество. Только все это интересно тем, кто хочет понять и изучать настоящий Египет, а не тем, кто тщетно ищет на сфинксе никогда не существовавшую там кириллицу и потчует доверчивых сказками.
- Промелькнули сообщения о том, что Сфинкса попытаются отреставрировать, чтобы придать ему первоначальный облик. Это так?- Нет. Полная чушь. Сфинкс уже многократно реставрировался. В настоящее время у него посыпался массив камня с шеи, поэтому ему закрыли переднюю часть для консервации. В международной реставрации принято воздерживаться от «новодела», полностью сохраняя памятник в его аутентичном состоянии. Мало кто знает, что между лап сфинкса, сооруженных из блоков камня, находилось когда-то святилище Сетепет – «избранное», раскопанное в 1817 году Джованни Кавильей. Оно использовалось в древности в ритуалах коронации фараонов. Там Кавилья нашел фрагменты бороды сфинкса, части которой находятся сегодня в Каирском и Британском музеях, две стелы с изображением Рамсеса II , почитающего сфинкса как бога Солнца, и голову священной змеи, венчавшей лоб гиганта. Полностью тело статуи, величайшей из всех, что были когда-либо сотворены человеком, было очищено лишь в 1926 году под руководством Эмиля Барэза; археолог спешно и, увы, очень грубо законсервировал памятник и ему поэтому время от времени нужна поддержка реставраторов. Кстати, когда Кавилья расчистил сфинкса, на алтаре у ворот его святилища тогда все еще лежал пепел от последних жертвоприношений, совершенных в честь сфинкса в римское время.
- Человеческих?- В Египте не практиковались человеческие жертвы. Только мясо животных, цветы, плоды, благовония.
- Если, скажем, под верхним слоем русской иконы 15-го века вдруг обнаружится, что под ним находится икона, которая написана веке в 13-м, то перед специалистами возникает вопрос: а какую же икону сохранять? Как поступают египтологи?- Очень сложный вопрос. В каждом частном случае решают исходя из контекста. В луксорском храме бога Амона-Ра есть огромная стена с великолепными изображениями фараона Аменхотепа III, совершающего ритуальные жертвоприношения перед богом Амоном. Сохранность памятника – высочайшая, рельефы – потрясающе красивы. Ранние христиане замазали все это гипсом, по которому сделали свои религиозные изображения. Когда на экспертизу взяли некоторые фрагменты барельефа, то выяснилось, что древний памятник более высокого художественного уровня, и более ценен с исторической точки зрения, поэтому все христианские наслоения просто убрали со стены. Или вот еще пример: на острове Филе, близ Асуана, есть знаменитый храм богини Исиды, один из самых красивых в Египте. Позднее там жили копты и, как улей, застроили роскошный храм богини примитивными глинобитными постройками.Перед запуском Асуанской плотины храм перенесли на более высокое место и все глинобитное творчество, естественно, убрали, открыв древние рельефы и скульптуры.
- Виктор, чем ваша ассоциация отличается от других обществ, центров и факультетов, занимающихся изучением Древнего Египта?- Наша Ассоциация была создана по образцу европейских научных и образовательных центров, рассчитана на подготовку египтологов нового поколения. Мы готовы делиться информацией о Египте абсолютно со всеми, открыли курсы древнеегипетского языка, профессиональный лекторий с темами, которые читаются в России только у нас. Какое-то количество журналистов, историков и искусствоведов стали лучше знать Древний Египет.
Потом из-за господства в нашей стране ущербной системы подготовки востоковедов, пережитка советской эпохи, наблюдаются две крайности: либо из университета выходит филолог или историк, не знающий религии Египта и памятников древнего искусства, либо, наоборот, становление искусствоведов идет без глубоких знаний древнеегипетского языка, истории. Мы, опираясь на лучшие программы Американского университета в Каире и Школы Лувра, пытаемся дать возможность желающим комплексно изучать наследие Египта, без чего полноценной египтологии быть не может. В свое время я работал и в музее и в системе РАН, а потому знаю по себе, какие недостатки надо преодолевать, чтобы российская египтология вернулась на международный уровень, так, как это было в начале XX века. Важно понимать, что наши знания о древности постоянно пополняются, появляются версии и в итоге о пирамидах царей написаны не меньшие пирамиды книг. Гипотезы сменятся новыми, а вот памятники останутся и именно на их изучение надо бросить основные силы. Храмы и гробницы, мумии, статуи и рельефы, амулеты и папирусные свитки - это особенный мир, который остается за пределами университетских аудиторий, о котором не всегда адекватно прочтешь в книге. Для постижения всего этого нужны годы.
- Что вам удалось сделать?- Когда оглядываешься в прошлое, то совершенно не верится, что прошло всего пять лет с того дня, когда мы с единомышленниками при поддержке бывшего посла Египта в России, нашего замечательного друга д-ра Реда Ахмеда Шехаты, создали Ассоциацию. Наши сотрудники работают на археологических раскопках в Египте (Луксор) и Судане (Гебель Баркал). Под нашей египтологической эгидой прошла реставрация петербургских сфинксов в 2003 году; ее результаты были нами опубликованы и высоко оценены за рубежом. Мы совершили почти невозможное и создали первую российскую национальную энциклопедию «Древний Египет», вышедшую в 2005 году под эгидой Высшего Совета по древностям Египта и лично его д-ра Захи Хавасса, с которым мы сотрудничаем все эти годы и которому мы многим обязаны. Ассоциация регулярно участвует в международных конференциях и конгрессах, а по нашему приглашению в Россию приезжают с лекциями зарубежные египтологи первой величины. Наконец, мы изучаем египетские памятники в частных российских собраниях и в коллекциях провинциальных музеев и осуществили проекты нескольких больших выставок, среди которых – выставка египетских подлинников из частных собраний в Крокус Сити Молл, археологическая фотовыставка о храме Аменхотепа III и сфинксах в Музее Востока, экспозиции творчества выдающейся современной египетской художницы Галлы Абдель Фаттах .
- Кто вас поддерживает?- К счастью, у нас много друзей, которые поддерживают нас все эти годы и помогли нам выстоять в самом начале, когда Ассоциацию тщетно пытались уничтожить некоторые «коллеги», недовольные нашей активностью, международным уровнем большинства проектов и доступностью наших программ для каждого желающего. Особенно хочется поблагодарить за поддержку Посольство Египта в России, Египетский музей в Каире, Германский археологический институт в Каире, группу компаний «City Vision», руководство антикварных галерей «Кростби» и «Архайос». Хотя самое главное наше сокровище – это люди, работающие в Ассоциации: мои коллеги и друзья способны не спать ночами, рассуждая о пирамидах Гизы, восторгаться статуями Рамсеса II , когда не хватает денег на еду, преодолевать любые трудности и, несмотря ни на что работать и верить в будущее. Это наш главный секрет на протяжении всех пяти лет.
- Виктор, разреши поздравить вас с юбилеем и пожелать вашей ассоциации дальнейших успехов. А что бы ты пожелал тем, кто хочет понять Древний Египет?- Пожелал бы терпения, внимания и умения смотреть и слушать. Если вы действительно хотите понять Древний Египет, то готовьтесь посвятить этому многие годы и отдать много сил. Только тогда результат превзойдет все ваши ожидания, и вы однажды поймете, что у вас есть еще одна, вторая родина, куда хочется вновь и вновь возвращаться.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.