В этом году во многих музеях мира проходят выставки, приуроченные к 400-летию Рембрандта. Московский Музей изобразительных искусств имени Пушкина уделил особое внимание окружению великого голландского живописца, подготовив экспозицию под названием «Рембрандт. Его предшественники и последователи».
Корреспондент «Правды.Ру» побеседовал с куратором выставки Вадимом Садковым.
- На нашей выставке представлено 60 картин, из них 12 полотен самого Рембрандта. Из них 6 принадлежат музею Пушкина, 5 – музею «Метрополитен» в Нью-Йорке, и один автопортрет из французского музея «Гране», который находится в Экс-ан-Провансе. На нынешней юбилейной выставке также представлены картины предшественников Рембрандта и его учителей. 5 картин школы Рембрандта из собрания Эрмитажа. В выставке также участвуют наши провинциальные музеи: Нижний Новгород, Рязань, Воронеж и Серпухов.
Главная задача выставки – показать два аспекта. С одной стороны, взаимоотношения Рембрандта и его предшественников. Иначе говоря, как Рембрандт стал Рембрандтом. С другой, показать взаимоотношения Рембрандта с его учениками и последователями, поскольку он был не только гениальным художником, но и не менее гениальным педагогом. Он умел поднять качественный уровень своих учеников до такого масштаба, что позднее эти работы приписывались кисти самого мэтра.
Во многом сам Рембрандт способствовал этой неразберихе, поскольку подписывал картины своих учеников. Исследования последних 50 лет, которые проводились и в нашей стране, и за рубежом, позволили выявить целый ряд выдающихся произведений, которые прежде приписывали Рембрандту, а на самом деле написаны его учениками. Причем не какие-то там слабые работы, а действительно выдающиеся, как «Воин в золотом шлеме» из собрания Берлинского музея.
С другой стороны, мы показываем картину из Эрмитажа «Явление трех ангелов», которая всего-навсего полвека назад считалась полотном кисти Рембрандта. На самом деле, это работа его ученика Яна Викторса , которую мастер отретушировал.
- В СМИ муссировался слух, что Эрмитаж отказался предоставить какие-то полотна для юбилейной выставки в Москве?
- Нет, ну что вы! Во-первых, этот год – юбилейный. Музеи либо устраивают выставки, либо участвуют в них. Мы ведь просили у Питера не что-нибудь дать. Нас интересовали вполне конкретные картины. Одну не могли дать по причине сохранности, а две другие еще раньше были обещаны за границу.
- Дали 5 картин или офорты тоже?
- Офорты и рисунки - на выставке 60 офортов и 16 рисунков – это все наше собрание. В основе такой качественного собрания – коллекция художника Николая Мостового , который жил в 19 веке. В Эрмитаже основу большой коллекции офортов Рембрандта составляет коллекция Равинского, который был адвокатом. Он собирал офорты, как филателист собирает марки по каталогу. Он стремился собрать как можно больше из имеющихся подлинников Рембрандта. Поэтому петербургская коллекция намного больше столичной, но московская – качественнее.
- Конечно, знаменитый «Ночной дозор» не привезли?
- Её вообще никуда не возят. Это огромная картина. Представьте себе, куда можно повезти огромное полотно «Явление Христа народу» из Третьяковской галереи?
- Что из знакомого массовой публике Рембрандта сейчас показываете? «Данаю»? «Возвращение блудного сына»?
- Во-первых, это наша московская коллекция. Во-вторых, «Флора» и «Беллона» из «Метрополитена». Мы просили у них то, чего у нас нет: картины 40-х годов. Нас интересовали три картины, но нам их, к сожалению, не смогли дать.
- Финансовые затруднения при комплектовании этой выставки у вас возникали?
- Всё, что мы имеем на выставке – это результат международного выставочного обмена. Во Франции сейчас находятся две картины нашего Сезанна в обмен на «Автопортрет» Рембрандта из Экс-сан-Прованса. В Нью-Йорке в настоящее время проводится выставка импрессионистов, куда мы отправили картины за пять полотен Рембрандта. 20 октября в Санкт-Петербурге открывается выставка, посвященная коллекции ученого и государственного деятеля, члена Императорского русского географического общества Петра Семёнова-Тян-Шанского , который собрал богатейшую коллекцию картин фламандских и голландских художников XVI и XVII в. Вторую по полноте в Европе и издал обширный труд: «Этюды по истории нидерландской живописи». И туда, в наш российский город, мы тоже в качестве обмена даем картины.
- Ситуации вокруг скандальной кражи из Эрмитажа как-нибудь повлияла на проходящую ныне выставку?
- В целом, нет. В Эрмитаже кража была из запасников, а не с экспозиции, слава богу. Крадут во всем мире, как сказал Пиотровский.
Справка:
Вадим Анатольевич Садков - Доктор искусствоведения (1997), профессор (1999) Высшей школы реставрации РГГУ. Специалист в области западноевропейского искусства XVI-XVIII вв. Занимается проблемами атрибуции и экспертизы, работает над каталогом нидерландских рисунков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Беседовал Игорь Буккер
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.