Если бы Фрейд знал русский язык и читал стихи Маяковского, то поддержал бы мысль поэта: «Для веселья планета наша мало оборудована». Задачу разработанного им психоанализа гениальный ученый определял так: «Надо постараться превратить невыносимые страдания невротика в нормальные страдания повседневной жизни ».
Вот почему кажется логичным название «Бесстрашие истины» для сборника трудов Фрейда, выпущенного к 150-летию мыслителя в популярной серии «Мой ХХ век».
Революционные открытия Фрейда , с которых собственно и началась современная психология, по сути своей предельно пессимистичны. На основе практики ученый пришел к выводу, что наше сознание, наш разум - всего лишь тонкая пленка на поверхности океана психики, под которой бушуют темные глубины подсознательного и бессознательного.
Иллюзии многих философов, прежде всего, Возрождения и Просвещения, рухнули перед горькой правдой жизни. И как бы не пересматривали учение Фрейда его ученики и продолжатели, основной тезис психоанализа остался: все, что может и должна дать психология человеку, - это научить его вести мучительный и бесконечный диалог с собственным «Оно» (так Фрейд обозначал бессознательное). Неслучайно, одна из итоговых работ Фрейда называется «Конечный и бесконечный анализ».
150-летие гения, чьи идеи оказали колоссальное влияние на культуру , отмечается во всем мире - переиздания его трудов, в том числе и для массового читателя, выставки, концерты, торжественные собрания. И лишь у нас все проходит более чем скромно, в том числе и в сфере книг. Как выяснилось на пресс-конференции перед Московской книжной выставкой-ярмаркой, главные книгоначальники России Владимир Григорьев и Нина Литвинец к юбилею Фрейда совершенно не подготовились.
В результате такой безотвественности начавшееся несколько лет издание собрания сочинений ученого в 26-ти томах приостановилось. В год юбилея ряд издательств, конечно, несогласованно выпустили несколько книг, в основном «Толкование сновидений» .
«В нашей серии «Мой ХХ век» мы издаем мемуары замечательных людей - от Сальвадора Дали до Аркадия Райкина, - рассказал «Правде.Ру» главный редактор издательства Алексей Костанян. - Фрейд мемуаров не оставил. Но мы подобрали его статьи и работы, которые позволили бы читателю почувствовать личность Фрейда не только как ученого, но и как человека.
Наряду с неоднократно издававшимися работами типа «Будущее одной иллюзии» публикуются и редкие статьи, например, «Психоанализ и телепатия». Есть здесь и избранные письма - к невесте, Карлу Юнгу, Ромену Роллану, замечательная лекция о Фрейде Томаса Манна».
Мы же добавим, что читателю предлагается ознакомиться в интерпретации Фрейда и с историей психоаналитического движения, в котором почти сразу возникли ревизионистские течения. Крайне любопытен некролог, написанный самым известным учеником Фрейда и наиболее радикальным ревизионистом его идей Карлом Юнгом .
Ценителям прекрасного будет крайне любопытно ознакомиться с трудами «Достоевский и отцеубийство» и «Моисей» Микеланджело», в которых Фрейд применяет разработанные им идеи психоанализа к сложнейшем явлениям европейской культуры.
Принципиально важно, что центральной работой, включенной в книгу «Бесстрашие истины», составители сделали знаменитый опус 1920 года «По ту сторону принципа удовольствия». В нем гениальный мыслитель окончательно расстается с общепринятыми идеями в области психологии и биологии.
Проанализировав ужасный опыт первой мировой войны, Фрейд приходит к выводу, что человеческой психикой управляют не только «влечения к жизни», но и «влечения к смерти». Проникнув в глубины подсознательного, ученый обнаружил, что полное снятие психического напряжения возможно только путем саморазрушения организма и перевода его в неорганическое состояние.
По мнению президента Американской психоаналитической ассоциации Карла Меннингера, в этом гениальном откровении, которое до сих пор пытаются в коммерческих целях игнорировать многие психоаналитики-практики, началось формирование всеобъемлющей концепции влечений, которая была окончательно воплощена в «Очерках психоанализа» (1936),чей научный перевод у нас до сих не издан.
От ужасов окружающего мира тяжело больной Фрейд скрывал свое Эго при помощи кокаина, а в 1939 году фактически покончил с собой, попросив лечащего врача ввести ему смертельную дозу морфия .
Хотя Фрейд крайне критически относился к любым формам религии, считая ее симптомом навязчивых состояний, многие видят параллель между его теорией влечений и мировоззрением буддизма. Будда тоже считал полное прекращение существования главным стремлением человека, а жизнь представлял как череду бесконечных страданий.
В заключение приведем блестящие слова Стефана Цвейга, давшего Фрейду такую оценку: «Поворотом психологии в сторону отдельной человеческой личности Фрейд, сам того не сознавая, выполнил сокровеннейшую волю эпохи. Никогда не проявлял человек такого любопытства к своему истинному «я», к своей личности, как в наш век прогрессирующей монотонности внешней жизни».
Андрей Щербаков
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.