22 августа исполняется 50 лет со дня рождения Евгения Торчинова - выдающегося современного религиоведа и философа. К сожалению, синолог, буддолог, историк философии и культуры Китая, безвременно ушел от нас три года назад.
О Торчинове, как о светоче отечественной науки, можно было бы говорить, даже если бы он оставался автором нескольких интереснейших книг о Китае и переводов трудов китайских мудрецов. Точно также как мы вспоминаем его учителя – замечательного ученого-китаеведа Алексеева. Однако Евгений написал ещё два фундаментальных труда, которые поставили его в один ряд с крупнейшими мыслителями современности.
В 1997 году впервые была опубликована книга «Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и Трансперсональные состояния» (1994), которая мгновенно стала бестселлером. В ней Евгений Торчинов обосновал и развил принципиально новый подход к истолкованию феномена религии, используя творческие разработки представителей трансперсональной психологии. Прежде всего, Станислава Грофа , Кена Уилбера и их последователей.
Исходя из понятия глубинного религиозного опыта как особой психологической реальности, автор исследовал мистические практики и измененные состояния сознания у шаманов, в религиях Востока и Средиземноморья. Отдельные главы посвящены «догматическим религиям откровения» - иудаизму, христианству и исламу.
У произведения, вызвавшего огромный резонанс в научных кругах, и интерес широкой публики, появилось вскоре продолжение под названием «Пути философии Востока и Запада: познание запредельного». Этим трудом Торчинов обогатил западную философскую мысль и проложил путь для синтеза европоцентризма и ориентализма. В отличие от мыслителей Запада, русский ученый говорит не о «столкновении культур» - об устранении границ в межкультурном диалоге. Восток и Запад сходятся у него не для крестового похода или культуртрегерской миссии, а для лучшего понимания человека и мира.
Справедливо упрекая укорененную в западном сознании веру в объективность законов мироздания, которая «в целом мешала европейским мыслителям высказаться в духе известного буддийского суждения «Один и тот же ум есть источник как сансары, так и нирваны», предполагавшего, что изменение сознания есть также и изменение мира, что в целом не способствовало разработке онтологии сознания или придавало последней определенный теологический привкус».
Алексей Торчинов с иронией говорит о всемирной глобализации, которая «создает огромные возможности для межкультурного диалога»:
- Данный тип глобализации предполагает многополярность мира и реализуется в плюрастическом мире многообразия культур, цивилизаций, общественных и политических систем. Совершенно другое – политико-экономическая глобализация, задача которой – сделать в итоге весь мир одинаковым, единообразным и максимально удобным для десятка западных стран и (что еще важнее) – транснациональных корпораций. Эта глобализация враждебна диалогу культур, даже если её заворачивают в красивую упаковку с лейблами «свобода», «демократия», «рыночная экономика» и самое луковое «общечеловеческие ценности», роль которых выполняют ценности западной цивилизации
И далее точный анализ метаморфоз, произошедших на Западе после Второй мировой войны:
- С одной стороны, тоталитарные режимы потерпели безусловное фиаско, с другой – в самих западных демократиях начались процессы, явно свидетельствующие о кризисе представительной демократии, усилении роли чиновников правительственного аппарата и спецслужб.
Безнадежно проигрывая битву с наркодельцами, американское и европейские правительства - под давлением сформированного масс-медиа общественного мнения – запрещают «использование психоделиков даже в медицинских целях в клинических условиях».
Евгений Торчинов приводит в пример положительные результаты успешного использования для лечения не только серьезных психических расстройств, но и алкоголизма и наркомании после сеансов ЛСД-терапии , которые проводил «Великий Стэн» - Станислав Гроф – один из основателей трансперсональной психологии. Третьей маститой фигуре, наряду с отцом-основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом и предтечей аналитической психологии Карлом-Густавом Юнгом .
Обращаясь к своим соотечественникам, Торчинов призывал их отказаться от полного методологического индифферентизма, «когда поиски новой эффективной парадигмы заменяются теоретическим скепсисом и погружением в эмпирию, осмысливаемую… с позиций так называемого здравого смысла».
Будучи сам серьезным исследователем, Евгений Торчинов в своих трудах обращался к текстам традиционного православия, русского сектантства, буддизма и религий Китая, которые он читал в оригинале. Широта его интересов поистине не знала границ – от ранних форм религии и мистерий Древнего Востока и античности до концепций Юнга, Грофа и физиков-теоретиков, как Бом и Дж.Чу (Чью).
Игорь БуккерНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.