Во всем цивилизованном мире, но только не у нас, весь год отмечают 150-летие Зигмунда Фрейда , чьи революционные идеи оказали колоссальное воздействие на науку и культуру. И среди специалистов вновь возник спор - какую теорию влечений считать основной во фрейдовском психоанализе. Раннюю, в которой утверждалось, что в человеческой психике главенствует влечение к сексу и любви, или Эрос. Или позднюю, куда Фрейд ввел понятие "инстинкта или влечения к смерти" ("Todestriеbe"), придя к выводу, что оно является доминирующим.
Как известно, картография человеческой психики по Фрейду состоит из "Я" (обыденного сознания), "Сверх-Я" (морально-нравственная сфера) и "Ид, или Оно", как великий ученый называл бессознательное. Фрейд считал, что "Оно" формируется из вытесненных в него из "Я" переживаний и психических травм, в основном раннего детства. Задача психоанализа - путем вербальной терапии и переноса вывести эти переживания из бессознательного в сознание и проработать их.
Ранний Фрейд считал основной движущей силой человеческой психики половой инстинкт, которому он дал название либидо. Именно неудовлетворенные сексуальные желания и позывы, вытесняемые в бессознательное, служат причиной неврозов и психопатий. Эту идею тут же подхватили многочисленные последователи отца психоанализа, еще до первой мировой войны превратившие его в очень выгодный бизнес. Психоаналитики стали неприменным атрибутом самых шикарных салонов, о чем можно судить по романам Фитцджеральда.
Но после первой мировой войны Зигмунд Фрейд радикально изменил свою концепцию влечений, заявив, что в человеческой психике существуют и влечения к жизни и сексу, и влечения к смерти и саморазрушению. Уже после смерти гениального мыслителя его ученик Пауль Федерн даст им обозначение Эроса и Танатоса.
Фрейд начал ревизию своей теории влечений в работе 1920 года "По ту сторону принципа удовольствия", в которой написал: "Если признать, что живые существа возникли позже неживых и на их основе, влечение к смерти окажется в полном согласии с утверждением о том, что влечения стремятся вернуться к своему прежнему состоянию". И вплоть до последнего "Очерка психоанализа" (1936) в работах Фрейда усиливается значение влечений смерти в психической жизни человека.По мнению многолетнего президента Американской ассоциации психоанализа и автора самой глубокой книги по проблемам суицида "Война с самим собой" Карла Меннингера, "согласно позднему Фрейду человек - это существо, основным инстиктом которого является не секс, а подсознательное стремление к смерти".
Теория влечения к смерти Фрейда поражает логикой и простотой. Проводя сеансы психоанализа и изучая опыт других, великий психолог видел, что они могут, и то не всегда, решить только частные проблемы. Фрейд с самого начала не рассматривал вербальный психоанализ и перенос как панацею: "Наша задача состоит в том, чтобы хоть как-то помочь людям уйти от ужаса повседневного существования". Но основную задачу полного снятия психического напряжения врач-психотерапевт, конечно, решить не может.
Поэтому поздний Фрейд пришел к выводу, что влечения к смерти являются фундаментальной категорией влечений, зачастую горздо более сильной, чем влечение сексуальное. "Todestriеbe" нацелены на полное устранение напряжения. В частных разговорах великий психолог не раз говорил о том, что его самого порой предельно утомляет непрерывная психическая деятельность. Психика человека находится в постоянном напряжении, в том числе и во время сна, когда активизируется бессознательное. Поэтому человеческая психика и запрограммирована на саморазрушение, то есть переход органической материи в неорганическое состояние.
Фрейд также выдвинул удивительное и впечатляющее объяснение природы войн и человеческой агрессивности. Он считал, что таким образом инстинкт смерти направляется изнутри человека во внешний мир, то есть происходит перенос. По мнению многих психологов, иррациональность многих форм агрессивности (от драк футбольных фанатов до поведения т.н. "серийных убийц") объясняется именно этим переносом.
Концепция влечений к смерти вызвала настоящий шок в психоаналитическом сообществе Америки и Европы. После первой мировой войны психоанализ стал настоящим бизнесом - иметь личного терапевта считалось необходимым у представителей политической и экономической элиты, богатой богемы. Из психоанализа "по Фрейду" сделали чуть ли не лучший способ решения всех психологических проблем, чтобы стать богатым, жизнерадостным и сексуально успешным. И вдруг какие-то "влечения к смерти", да еще и как основные! Плюс сомненияФрейда в успешности изобретенного им метода психотерапии.
Вот как описывает реакцию психоаналитического бизнеса на теории позднего Фрейда знаменитый философ и психолог Станислав Гроф в своей книге "За пределами мозга": "Многие сочли, что интерес Фрейда к смерти и включение Танатоса в теорию инстинктов не имеют ничего общего с разработкой психологической системы. Неожиданный поворот в мышлении Фрейда объяснили снижением интеллектуальных способностей в пожилом возрасте и свойствами характера. Некоторые посчитали поздние идеи результатом собственной патологической озабоченности смертью из-за приводившего его в отчаяния заболевания раком и кончины близких членов семьи".
Сегодня психоаналитическая психотерапия на Западе пркатически сошла на нет - только у нас ею пытаются по-прежнему облапошить "богатеньких буратин". Зато к идеям Фрейда о Танатосе и его влиянии на человека и общество в целом огромен интерес не только у философов и психологов, но и у политиков и социальных прогнозистов, пытающихся предсказать направления проявления человеческой агрессивности.
Кроме того, идеи позднего Фрейда легли в основу новой междисциплинарной науки - танатологии, изучающей феномен смерти и процесс умирания. Символично, что именно в те годы, когда отец психоанализа создавал свою революционную коценпцию влечений, в европейской культуре произошли два крупнейших события. Был опубликован с предисловием ученика Фрейда Карла Юнга английский перевод "Тибетской книги мертвых", дающей уникальные свидетельства об околосмертных изменениях сознания. А величайший немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер опубликовал свой главный труд "Бытие и время", в котором показал, что смерть - это суть человеческой экзистенции.
После второй мировой войны другой великий философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр заявил, что невиданный ужас планетарной бойни полностью подтвердил учение Фрейда о Танатосе. Сартр также говорил, что создание ядерного оружия также определено решающей ролью Танатоса в человеческой психике, поскольку оно является лучшим и быстрым способом перевода органической материи в неорганическую и полного снятия всех психических напряжений.
Таким образом, относиться к отцу психоанализа как к сексуально озабоченному "дедушке Фрейду", который якобы благославил порно- и свингер-клубы, совершенно недопустимо. А именно так делают, к примеру, некоторые граждане в Санкт-Петербурге, устраивая вульгарные и глупые "Фрейд-пати", на которых ректор Института психологии и сексологии Лев Щеглов во всю расхваливает Фрейда чуть ли не как "отца сексуальной революции", ни слова не говоря публике о его мудрых прозрениях в конце жизни.
Кстати, полное собрание сочинений Зигмунда Фрейда на русском языке так и не опубликовано, что, безусловно, является нонсенсом. Федеральное агентство по культуре и кинематографии не провело даже торжественного заседания общественности в честь юбилея гения, чьи идеи оказали такое воздействие на мировую культуру! Думается, что Михаил Швыдкой должен объяснить обществу, почему произошло такое безобразие и почему он в своей "Культурной революции" до сих пор не начал дискуссию о фрейдовской концепции Эроса и Танатоса и ее значении для современного российского общества. Хотя прекрасно знал и о юбилее Фрейда, и о том, что зрителям "Культуры" обсуждение прозрений позднего Фрейда гораздо интереснее, чем разговоры непонятно о чем.
Вместо того, чтобы достойно отметить юбилей великого ученого, пострадавшего от рук нацистов, господин Швыдкой отправился в Витебск на вернисаж скандально известной фотохудожницы Екатерины Рождественской . Той самой, что придумала и осуществила омерзительную "нацистскую фотосессию" с Ириной Аллегровой , где та была крайне привлекательно представлена в стилизованной форме надзирательницы нацистского концлагеря, в которых погибли от рук палачей миллионы невинных жертв, в том числе родственники и друзья Зигмунда Фрейда.
См. по теме Нацистский угар Ирины Аллегровой: скандал разрастается
Михаил Швыдкой не мог не знать об этой чудовищной выходке Екатерины Рождественской, за которую она даже не извинилась.И вместо того, чтобы срочно решать судьбу Большого зала Московской консерватории, который может скоро рухнуть из-за ветхости и который по этой причине был закрыт технадзором, отправился открывать выставку родоначальницы неонацистского фотогламура. Иначе как оскорблением памяти и Зигмунда Фрейда, и тысяч других великих ученых и мастеров культуры, пострадавших от нацизма, это не назовешь. Очень странная позиция у руководителя ФАККа, если не сказать больше.
Андрей ЩербаковНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.