"Софья Гольшанская" — белорусская оперетта на историческую тему. Преображенная сказочным пером Елены Туровой почти реальная, документами подтвержденная жизнь белоруски Софьи, зазвучала музыкой, стала романтическим захватывающим триллером. Оперетта идет в Белорусском государственном академическом музыкальном театре.
Минск — столичный, театральный, любимый город. Когда из него уезжаешь надолго — он снится. Как далекий утраченный любовник, как игрушечная Атлантида. Как нежно-розовый весенний рассвет. Бередит душу и эстетическое чувство. Опера и балет, музыка в филармонии и костелах, театры.
Цирк, который для меня всегда был только красивым зданием, символом — и никогда местом представлений по причине нелюбви к циркам… Крыши, мосты, скверы, река Свислочь с ее жестяной тусклой водой и разбивающими волну уточками. Здесь многое дорого — и всегда есть повод для радости.
Зачем миру знать о культурных событиях в Минске? В Белоруссии? А миру и вообще неплохо бы знать обо всем в космосе культуры. О каждой звездочке и каждом разбеге кометы. О людях, экспериментах, залах, музыке, всплесках вдохновения. Ведь вдохновение — это самое большое чудо… Миру без него смерть.
Так вышло, что в этот приезд я прежде всех прочих увидела спектакль в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Это был мюзикл Владимира Кондрусевича "Софья Гольшанская", либретто Елены Туровой. Режиссура Михаила Ковальчика.
"Софья Гольшанская" — белорусская оперетта на историческую тему. Преображенная сказочным пером Елены Туровой почти реальная, документами подтвержденная жизнь белоруски Софьи, зазвучала музыкой, стала романтическим захватывающим триллером. Законы жанра оперетты, еще великими его архитекторами открытые, прославленные изящным Оффенбахом и чувствительным Кальманом неизменны: в пасторальный мир, в уютное житье-бытье (то ли за кулисы кабаре, то ли в поместье прекрасной одинокой дамы…) врывается буря.
И все остальное время действующие лица заняты распутыванием узлов. Усмирением стихии. Но всегда неизменно приходят к прелестному хеппи-энду, яркому и радостному. И все споют, спляшут, обнимутся.
Задавая классическую для оперетты формулу, желательно не очень обремененную политикой и социальной проблематикой, легкую, несущую аромат романтики, создатели помнят, что публика идет на оперетту отдыхать. Не страдать, не плакать, не искать глубинный подтекст. Развлекаться. И нет оснований, чтобы разрушать этот блистательный стереотип.
Суть шоу с музыкой под названием "Софья Гольшанская"- в изящном и очень деликатном преподнесении истории, в романтической новелле о любви. В динамике действия. Но прежде всего — в музыке, которой белорусская культура может гордиться. Владимир Кондрусевич — зрелый мастер, счастливый открыватель нарядных музыкальных тем. Создатель определенного стиля, законодатель моды. Его музыка запоминается и чарует. Ее хочется слушать. Она дарит волнение, что, согласитесь, в мире цинизма и чистогана особенно редкостно и ценно.
Художник-постановщик спектакля Андрей Меренков создал декорацию-фантом. Тут все сразу смешалось: и лес на купалье, и казематы дворцовой тюрьмы, и дворец с троном и шутом.
Король Ягайло (импозантный, роняющий красивые позы, как пригоршни монет, в этой роли Антон Заянчковский) решает в третий раз жениться. В жены выбирает старшую дочь владетеля Гольшан. Василису. Но, оказавшись в доме невесты, вдруг замечает сестру Василисы, Софью. Хорошенькая, будто с полотна некоего мастера-наивиста спорхнувшая, эта девочка (ее играет и поет Ольга Железкая) и не перепутала короля с шутом (как старшая сестра), и одета просто и по-народному (а не в стиле дамы полусвета, как Василиса).
И всем монетам предпочитает звезды и цветы. В общем, король влюбился. Нет, как он сам спел залу, "не влюбился, а полюбил".
И Софья ответила королю взаимностью, они счастливы. И хорошо об этом поют. Василиса (Маргарита Александрович ведет эту роль горячо, темпераментно, с полной отдачей) плетет интриги. Она любит молодого воина Ганчу, этакого сказочного витязя в одеянии Вертера(художнику по костюмам Татьяне Лисовенко показалось правильным одеть всех героев в стилизованно-условные наряды, они не поляки, не литвины — они люди из мифа, из легенды).
В сюжете возникает колокольчик, игрушка, безобидный подарок, который Ганча вручил когда-то подружке Софье. Этому колокольчику суждено сыграть роль платка Дездемоны, стать причиной опалы королевы, почти изменить ход истории. Король Ягайло высокомерно провозгласит супруге: "Я умер для тебя"… Каменный мешок сомкнет свои холодные объятия вокруг золотоволой Софьи.
Пустяк, наговор, всплеск злобы станут тестом для всех героев: вера и неверие, любовь и интрига столкнутся в поединке. Испытают благородство всех, каждого… В конце концов, все разрешится удачно. Софья вернется в свои покои. Король вновь вернет ей свое доверие. В итоге почти все останутся в живых. Кроме Василисы. Ее подло и необъяснимо жестоко убьет ударом ножа в спину муж, работающий королевским шутом. Злой такой и очень таинственный шут (в этой роли хорош и колоритен Шамхал Хачатурян).
Оборотень от политического цирка. Урод и ехидна. Прихвостень явного врага народа канцлера Уго (качественная работа Дениса Немцова). Грандиозна, безоговорочно эффектна главная леди минской оперетты, несравненная и аристократичная Наталия Гайда-Ведунья. Эта актриса умеет сделать даже маленькую роль знаковой. Ключевой.
Эта Ведунья все знает — но бороться и достигать, проверять и вновь бороться будут они сами. Люди. Это они выбирают, чему поклоняться, они взвешивают счастье на плечах и ладонях, они наделяют цветок, сорванный в дивную летнюю ночь, чудесной силой. И сила эта ведет их вперед. По дороге камерной истории -и большой любви.
В спектакле четко и убедительно, мощно и культурно, стильно и увлеченно работает хор (хормейстер-постановщик Светлана Петрова), хорош оркестр (дирижер Юрий Галяс) и заразительно- сказочно смотрится балет (балетмейстер -постановщик Владимир Иванов).
Либреттист Елена Турова мягко и ненавязчиво, очень поэтично проводит тему пучины исторических тайн и страстей, эгоизма владык — даже влюбленных… а также патриотизма и непостижимой игры рока.
Политика и личная жизнь всегда антиподы. Этот мотив в спектакле тоже есть.
Либретто сделано талантливо. И — без малейшего изъяна в классической вышивке опереточной гладью. Спектакль смотрится свежо и увлекательно.
Лично я бы снова и снова слушала увертюру — она показалась мне похожей на мой любимый Минск, молодой, могучий, очарованный любимыми сказками белорусской купальской ночи.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.