Легендарной группе "Нана" в ноябре этого года исполняется 25 лет. Они по-прежнему полны сил и энтузиазма и после юбилея планируют гастролировать по стране, собирая полные залы. Корреспондент Pravda.Ru встретилась с создателем группы "Нана" Бари Алибасовым. Речь шла не только о коллективе, но и об общих перспективах российского шоу-бизнеса.
— Бари Каримович, вы всегда поражали зрителей своей эпатажностью на грани скандала, как на этот раз собираетесь праздновать юбилей? Что-то будет особенное?
— Обычно юбилеи, на которых мне довелось побывать, всегда проводились традиционно, все собираются в кучу, поздравляют друг друга, а потом едят. "Нанайцы" хотят во время юбилейного концерта собраться в первом составе, а это Владимир Политов, Слава Жеребкин, Володя Левкин и Владимир Осимов, исполнить все то, что любили наши почитатели 90-х годов, ну и потом, конечно, будет новая программа. Состоится на сцене Театра киноактера 6 ноября. Я являюсь режиссером-постановщиком и надеюсь, мы произведем "шокирующее" впечатление. Так что всех приглашаю.
— Бари Каримович, чем будете шокировать? Ребята голыми будут прыгать со сцены в зал к зрителям?
— Знаете, это со стороны кажется, что все просто — разбежался и прыгнул. А за нашим эпатажем стоит тщательно отрепетированный трюк, который является результатом кропотливого и мучительного труда. Посмотрите на фильмы Чаплина, там много элементов клоунады, буффонады, но сколько работы стоит за якобы простотой! Если хотите знать, мои ребята все калеченные-перекалеченные, потому что программа построена на том, чтобы они "поставили зрителей на уши". И когда они сигают в зал к своим поклонницам, то иногда бывают и переломы, и вывихи, и ушибы. А со стороны кажется, что "просто упала шляпа".
Мне нужно, чтобы зритель, заплативший деньги за билет, получил великолепный энергетический заряд, и не важно, сколько здоровья потеряно на репетициях.
— Как-то несколько лет назад прошла информация, что ваша группа во время гастролей чуть не сгорела в самолете? Это правда?
— Правда, и еще какая. Я написал книгу "Биография группы "Нана", которая синхронизирована с историей нашей страны, получилось чрезвычайно интересно.
Все, что за 25 лет натворила группа "Нана", — все совпало с судьбоносными вехами в России.
В книге можно найти уйму интересных эпизодов, например, когда мы выступали в Югославии, мост, по которому мы ехали на концерт, разбомбили буквально на наших глазах, мы не доехали до него всего несколько минут. По приезду обратно в Россию мы сделали концерт — протест против американских бомбардировок в Югославии. Нам приходилось взлетать под бомбами в аэропорту в Тбилиси, когда Гамсахурдиа бомбил Шеварднадзе. В Чечне во время войны нас взяли в плен.
Последнее событие, о котором вы спрашиваете, было в Сургуте, когда загорелся самолет и сгорел за три секунды полностью, ребята еле успели выскочить. И таких событий было огромное количество, когда ребята были на грани жизни и смерти. Жизнь "Нана" всегда была бурная и экстремальная.
— А кроме драматических случаев были курьезные?
— Смешных случаев тоже было полно. Когда ребята выступали в Чечне, в 101-й дивизии, после концерта к ним подошли офицеры и сказали: "Ребята, мы вас так уважаем. Не знаем, что вам подарить, вот вам ящик гранат!" Ребята, конечно, опешили и вынуждены были отказаться от такого серьезного подарка. Тогда офицеры отдали им самое ценное, что было на тот момент, — колоду карт с обнаженными женщинами. И это когда они годами не видели женщин…
— Вы неоднократно пытались покорить европейский Олимп. Что помешало?
— Когда мы приехали в Париж, нами занималась продюсер, которая 18 лет работала с известной певицей Далидой. Она была продюсером группы "Нана" во Франции. Мы пробились так высоко, что заключили контракт с парижским отделением компании Sony Music и выпустили оригинальный альбом. Девять вариантов песни "Дорогой длинною", во всех музыкальных стилях, с разными аранжировками, — это придумала продюсер Далиды. В первый день альбом продавался отлично и шел почти нога в ногу с Мадонной.
Неделя продаж шла хорошо. Вдруг неожиданно звонят из офиса Пола Маккартни и говорят, что мы не имеем права продавать эту пластинку.
Мы обалдели, что общего между песней Константина Потемкина "Дорогой длинною" и Полом Маккартни?
Мы тут же связались с ним, и он сказал, что права на песню принадлежат ему. Никто не предполагал, что на чужую песню Пол первым зарегистрировал права и являлся ее законным правообладателем. И ничего нельзя было сделать.
Нам наши адвокаты сказали, что мы можем у него выиграть, но это будет стоить два-три миллиона долларов, так работает закон. В отличие от Европы, у нас, к сожалению, законов нет, есть только личные отношения.
Что касается Америки, там тоже произошло то, что сильно подорвало наш бизнес. С нами стала работать компания "Дик Кларк Продакшн". Владелец компании — Дик Кларк, влиятельнейший человек, создавший премию "Золотой глобус". Все было замечательно. Ребята безупречно выучили английский. С ними несколько компаний готовы были подписать контракт. И вдруг в 2000 году появляется какой-то дурацкий сайт "Напстер". Это был первый бесплатный файлообменник, студенческий сайт, где студенты обменивались шпаргалками и заодно музыкой. Его создали два человека. Один из них русский. И когда сайт только появился, он просто взорвал интернет, потому что все стали бесплатно скачивать музыку. И все договоренности рухнули.
Издатели пяти мировых компаний стали судиться с этим "Напстером", но закончилось все тем, что артисты, которые зарабатывали на дисках, теперь больше не продают музыку. Посмотрите, что творится сегодня: интернет уничтожил мировую музыкальную индустрию. И можно судиться сколько угодно, а бесплатное скачивание как продолжалось, так и продолжается.
- Что посоветуете молодым группам, как пробиться сегодня к зрителям, чтобы стать популярным?
— Ничего не могу советовать. Сегодня схема шоу-бизнеса в России такова, что молодые вообще не при делах. Это схема создана музыкальными каналами под себя, и молодые исполнители будут играть роль, которую им определили.
Я пытался изменить ситуацию совместно с известными певцами Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, Олегом Газмановым, Надеждой Бабкиной, но, увы, этого монстра не победить.
У молодых артистов перспектив нет и не будет, пока есть система и действуют законы, регулирующие эту систему. В стране около 200 музыкальных учреждений: школ, училищ, консерваторий.
За последние десять лет выпущено около 20-30 тысяч музыкантов. Где они? Как мелькают одни и те же лица, приближенные к каналам, так и мелькают.
Все говорят: "Ты слышал, какие классные молодые исполнители в передаче "Голос"?"
Так эти голоса я слышу каждый год, потому что их выпускают сотнями из консерваторий. Но где они? Где им петь? Как быть услышанным? Этот вопрос я тоже хочу задать?!
— Бари Каримович, и последний вопрос, не сочтите за наглость, у вас сегодня много поклонников? Хоть кто-то из них был в их числе все 25 лет?
— Хоть я и ругаю интернет, но благодаря ему у нас появилось много новых поклонников из молодых зрителей. Раньше к нам письма приходили мешками и тоннами, а сейчас в соцсетях по сей день организовываются фан-группы. На встречах "нанайцев" задаривают подарками, кто напишет портрет музыкантов, кто-то испечет торт. Но совсем недавно меня потрясла одна почитательница, которая принесла пластинку 25-летней давности. Она бережно хранила раритет и принесла мне, чтобы я поставил на ней автограф. Не скрою, мне была безумно приятна такая зрительская преданность, потому что я всегда жил ради зрителей.
Читайте также:
Дети и подиум: мамы за руку ведут на панель
"Каста" - лейбл не для иностранцев
Русский рок: Пациент скорее жив?
"Вишневые сады" культуры под топорами эпох
Анастасия Вертинская: об отце, славе и жизни
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.