Работы голландского художника Маурица Эшера критики относят к элитарному искусству. Утвердилось мнение, что зрителю понять его сложно. Но впервые увидев графику мастера, и знаток изобразительного искусства, и простой обыватель испытывают одинаковую гамму сложных чувств и эмоциональных открытий на фоне сложного психологического восприятия трехмерных объектов.
Три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой. Три земные поверхности прорезают друг друга под прямым углом, и каждая населена человеческими существами.
Обитатели двух разных миров не могут ходить, сидеть или стоять на одном и том же полу, поскольку у них разные представления о горизонтали и вертикали. Однако они могут пользоваться одной и той же лестницей. Мы видим, как наверху два человека идут рядом по лестничным ступенькам будто бы в одном направлении, — тем не менее, один движется вверх, а другой вниз. Контакт между ними невозможен, так как они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг друга. (Относительность, 1953. Литография)
Мауриц Корнелис Эшер (17 июня 1898 — 27 марта 1972) — нидерландский художник-график один из самых ярких и влиятельных представителей искусства XX века. В юности имея вполне посредственные результаты обучения по общим дисциплинам, Эшер выделил для себя рисование и уже в раннем возрасте увлекся им самым серьезным образом, поступив в Школу архитектуры и декоративных искусств Харлема (Северная Голландия). Рано изучив технологию формирования печатного рисунка, Эшер больше склонялся к выбору гравюры, а не классических изображений маслом. Так, для него были более привлекательны возможность получения множества оттисков, поиски новых форм и технологий повторения образов.
Читайте также: Заказчик творений архитектора Гауди - бог
Посетив с семьей Италию и находясь под впечатлением от природы юга Европы и наследия эпохи Возрождения, молодой Эшер начинает эксперименты со сферами, зеркалами и отображениями, рисуя сначала природные образы и искажая пространство. Позже с Италией будет связаны и часть жизни, и творческие поиски, и открытия.
Знаковой для становления художника была и поездка в Испанию, где Эшер знакомится с арабским декоративным искусством в Альгамбре, возвращаясь сюда повторно для изучения мавританских мозаик и позже начиная свои поиски в мозаичных изображениях ("Метаморфозы", 1937). В Италии Эшер прожил десять лет, уехав затем с женой в Швейцарию и после уже в Бельгию, где прожил до самой смерти.
В период с 1950 по 1960 гг. Эшер создает свои самые знаменитые работы и обретает всемирную популярность, читает лекции на разных континентах, продает свои картины и признается великими математиками. Его называют виртуозом математического расчета. Именно представители естественных наук, математики и психологи первыми по достоинству оценили талант и поиски Эшера. И по сей день считается, что рассматривать и пытаться понять работы Эшера можно в контексте теорий Эйнштейна, психоанализа Фрейда, кубизма и подобных открытий в сфере взаимодействия времени и пространства.
Великие ученые видели в работах Эшера подсказки и направляющие к решению теорем и сложных алгоритмов, на первый взгляд бросающих вызов здравому смыслу. Это не мешало параллельно принимать литографии и гравюры художника за невообразимые иллюстрации к научным трактатам по кристаллографии, например, и когнитивной психологии.
"Классические" для Эшера работы также не поддаются осмыслению без учета пластических и сферических парадоксов ("Рептилии", "Рисующие руки", "День и ночь", "Дом с
лестницей"). Результатом многочисленных путешествий художника стали десятки пейзажей (в случае с Эшером ксилографий) — "Лес около Ментона", "Бонифачо, Корсика", "Сиенские крыши" — взятые с необычной перспективы.
Также Эшер активно использовал в работах увлекательный прием нерегулярных мозаик (образующих неповторяющимися рисунками), изучал переход плоскости в объем ("Рептилии"). Особенно интересной была и игра с многогранниками — их Эшер применял как в качестве основной фигуры для построения пространства работы, так и как вспомогательных деталей ("Гравитация", "Порядок и хаос", "Звезды").
Исследуя логику пространства ("Выставка гравюр", "Куб с полосками", "Водопад", "Выше и ниже"), Эшер создает невероятные оптические иллюзии, производящие огромный спектр впечатлений у зрителей.
Читайте также: Сальвадор Дали: Знаю, что я не в своем уме
Графика гениального Эшера поражает прежде всего тем, что в ней нет ничего невозможного. Все больше погружаясь в картины художника, невольно начинаешь противопоставлять иллюзии и реальности. Происходящие с фигурами метаморфозы вовлекают смотрящего в другую реальность, иное измерение. Плоское на глазах постепенно превращается в объемное, пол и потолок меняются пространствами, открываются воображаемые двери в необъяснимые сферы и миры.
Эшер активно обращался к способности человеческого мозга обрабатывать и воспринимать информацию особенным путем, каким этого не сделать ни одному компьютеру. Бесценным является и его посыл, и изобразительные доказательства мысли о том, что каждая клетка нашего тела несет информацию обо всем человеке в виде ДНК — "Рисующие руки", "Рыбы и чешуйки".
Каждая работа великого и гениального новатора — это увлекательная и манящая загадка, тайна и поиск. Творчество Эшера настолько нетривиально и эволюционно, что в научных и фантастических журналах еще долгие годы будут публиковаться его гравюры и литографии, как лучшие иллюстрации к необъяснимому и нерациональному вокруг нас.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.