На выпускном вечере в Высшей технической школе архитектуры, вручая диплом Антонио Гауди, директор сказал: "Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший". На что Гауди ответил: "Похоже, теперь я архитектор". В 2012 году Барселону посетило 7,44 миллионов туристов. Можно с уверенностью угадать, что точно будет на фото у каждого из них — дом Висенс, парк Гуэль, дом Мила, дом Бальо, дом Кальвет, Саграда Фамилиа и много других шедевров Гауди.
Общим для всех творений архитектора стало обожествление природы, у которой нет прямых линий. Нет их и у зданий Гауди: его церковные шпили венчают злаковые снопы и кукурузные початки, арки окон поддерживают корзины с фруктами, по фасадам расползается густой виноград со спелыми гроздьями, трубы водостока спускаются змеями, дымоходы закручены словно улитки, пальмовые листья становятся решетками, а переплетения лиан — воротами. Гауди совершает для архитектуры невозможное, перенеся в нее законы природы. Именно наблюдения за природой помогли ограниченному в движениях из-за ревматизма юному Гауди стать уникальным в последующем.
Так, Гауди не строит несущих стен, использует параболические перекрытия и древовидные колонны, любит изогнутые фасады и волнообразные балконы, придумывает вспученные крыши и "летящие" потолки. Уже во второй половине XX века компьютерный анализ его сооружений подтвердил точность расчетов, которые Гауди проверял мешочками с песком и глиняными грузиками, прикрепленными к макетам. А придуманную им безопорную систему перекрытий ученые смогли проверить досконально лишь почти через век, создав компьютерную программу для ее расчетов.
Читайте также: Сальвадор Дали: Знаю, что я не в своем уме
Гауди никогда не был женат. С детства — замкнут и необщителен, он не стремился к роскоши и богатству, питался и одевался не самым лучшим образом, но при этом воплощал в жизнь фантастические и одни из самых роскошных зданий тогдашней Испании. "Снимать дом — все равно что иммигрировать": говорил Гауди, но при этом не имел своего собственного семейного очага.
Его жизнь окружена множеством мифов, а биографы вынуждены доверять только свидетельствам современников, т. к. личные архивы и чертежи художника, находившиеся в Соборе Святого Семейства, были уничтожены в самом начале гражданской войны.
Главным и решающим для Гауди стало его знакомство с текстильным магнатом Эусеби Гуэлем, доверившим ему крупные заказы, не ограниченные строгими бюджетами и творческими рамками. Создав для Гуэля павильоны усадьбы в Педральбесе, винные погреба в Гаррафе, часовню Колонии Гуэль и парк Гуэль, Гауди становится самым популярным и востребованным архитектором Каталонии… и получает главный проект своей жизни — Искупительный храм Святого Семейства (Саграда Фамилиа). Гауди собирался возвести храм длиной 110 и высотой 45 м, с 12-ю башнями по числу апостолов и 4-мя колокольнями по числу евангелистов. Планировалось возвести три фасада, иллюстрации к жизни Христа — Рождество, Страсти Христовы и Воскрешение.
Читайте также: Поль Гоген — брокер с мольбертом
Творец архитектурных перевоплощений и мистификаций — Гауди словно вылепил храм из песка и глины. Хрупкость и нестабильность башен и фасадов напоминает лишний раз о мимолетности жизни и бренности человеческого бытия. Потеряв почти всех своих близких людей и замкнувшись, Гауди сделал работу над собором своей искупительной жертвой. Все заработанные деньги он отдавал на строительство храма, много лет работая бесплатно. При жизни Гауди закончил аспиду, часовню, секцию монастыря, церковно-приходскую школу и Розарий. Но продолжение строительства требовало огромных средств. Средства собирались и собираются обычными гражданами Испании. А так как в год необходимо порядка трех миллионов долларов, строительство Собора продолжается и сегодня. И говоря о сроках завершения строительства, еще Гауди отвечал: "Мой заказчик не торопится". Невероятные размеры и творческая мощь проекта Гауди сделали Собор сегодня не только ярчайшим символом Барселоны, но и жемчужиной мировой архитектуры.
Неверно причислять Гауди только к каталонскому модерну, ведь и мавританское барокко, и неоготика, и неоклассицизм перемешивал он для создания своих архитектурных шедевров, выстраивая свою собственную столь запоминающуюся эклектику, повлиявшую на всю мировую архитектуру в дальнейшем.
…10 июня 1926 года вся Барселона, вывесив траурные флаги, хоронила человека, сотворившего ее. Город провожал великого и гениального Антонио Гауди — "поэта камня", "тореадора архитектуры", "барселонского отшельника", "Данте архитектуры". Дизайнер, архитектор, керамист, график, создавший одни из самых удивительных произведений XX века, был раздавлен трамваем и чудом не похоронен в общей могиле для нищих.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.