В московском театре Новая Опера состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда". Постановка этой музыкальной драмы приурочена к 200-летию со дня рождения композитора. Премьера стала главным событием двадцать второго сезона этого театра. Надо сказать, что рыцарь из Корнуолла и ирландская принцесса — нечастые гости в российской столице.
Не то, что у россиян нет интереса к Вагнеру, просто это имя слишком тесно срослось с политикой. Это обстоятельство ничуть не умаляет гения композитора, но до последнего времени частенько мешала широкой публике с этим гением соприкоснуться.
За постановку взялась интернациональная команда. Дирижер-постановщик — шестидесятилетний Ян Латам-Кениг. По рождению он британец, и хотя уже стал главным дирижером Новой Оперы, но пока знает по-русски не так уж много. Однако в его лексиконе уже есть слово "достаточно". Он очень хорошо знает, что сто лет назад оперы Вагнера артисты репетировали по полгода, а сейчас два месяца и этого "достаточно"! Для него эта опера стала вторым опытом постановки произведения Вагнера в Новой Опере, первым, пять лет назад, был "Лоэнгрин", заслуживший признание публики. А вообще Латам-Кениг увлечен Вагнером с пятнадцатилетнего возраста, сам пел в оперном хоре сорок лет назад, а теперь уверенно стоит за дирижерским пультом.
Художник-постановщик — Джордж Суглидес — тоже из Великобритании. В нынешней версии "Тристана и Изольды" он использовал эскизы декораций известного художника австрийского театрального художника Альфреда Роллера, созданные для легендарной постановки в Венской опере в далеком 1903 году. Ее дирижером и режиссером был знаменитый Густав Малер. Однако Джордж упростил вычурный проект своего далекого предшественника и добавил в него современные технические возможности. И в костюмах героев нет ровным счетом ничего этнографического — в них лишь намек на старомодность, но героев Вагнера и московских зрителей не разделяют тысячелетия.
Читайте также: Фуэте "вживую" на большом экране
Режиссер-постановщик, немка Никола Рааб, явно работала в очень тесном контакте с художником, многие ее находки и режиссерские решения подсказаны художественными образами и возможностями современной сценографии, в частности работы со светом. Уже показав себя в Америке, Испании, Чехии и Эстонии, она не стремится удивить зрителя сумасшедшими находками. Тем более что московских меломанов уже ничем не удивишь. Она ставила своей задачей раскрыть замысел композитора, который к тому же сам написал либретто своей оперы, и постаралась для этого быть сдержанной и по-хорошему консервативной.
Ансамбль певцов также интернационален, включает как солистов Новой Оперы, так и приглашенных звезд, специализирующихся на вагнеровском репертуаре. Это, прежде всего, замечательное сопрано Клаудиа Итен. Тенор Майкл Баба тоже великолепен в роли Тристана, но когда на сцене появляется Клаудиа, оперу хочется переименовать в "Изольда и Тристан". Она хорошо знакома с творчеством Вагнера.
"Партия очень эмоциональна. В ней есть все: любовь, месть, глубокая ранимость, нежность, надежда. Мне как исполнителю необходимо прожить эти чувства. Изольда — сильная и одновременно слабая женщина. Этот контраст делает роль крайне интересной. Хотя либретто оперы столь сложное, что даже немецкие певцы иногда задают вопрос: "Что за текст я сейчас произнес?" — признается Клаудиа Итен.
Подключившись к репетициям в Новой Опере, Клаудиа Итен, по ее словам, сразу ощутила, что ей в Москве комфортно. Театр гостеприимен, все дружелюбны, готовы в любой момент помочь, несмотря на языковой барьер. Российские артисты чрезвычайно трудолюбивы, репетируют с утра до вечера, работая над разными спектаклями.
Да, это произведение Вагнера считается одним из труднейших сочинений мировой оперной сцены. Ее называют "опера для двоих", главные партии очень длинны и трудны как в вокальном, так и в драматическом отношении, ведь действий не так уж много, но нет числа нескончаемым душевным терзаниям.
Читайте также: Оперный "Оскар" или оперный Дмитрий?
По мнению инициатора московской постановки "Тристана и Изольды" Яна Латам-Кенига, постановка вагнеровских опер дело сложное, куда проще концертное исполнение, а еще проще оркестровое, ведь от этого музыка не становиться хуже. Кстати, очень часто так и делают. Что касается сюжета, то у некоторых зрителей может возникнуть вопрос: а возможны ли вообще такие роковые страсти?
Ощущение невозможности счастья и неотвратимости судьбы, томление, страдание, тоска и непреодолимая жажда смерти навеяны композитору модным в те времена учением Шопенгауэра об "умерщвлении воли к жизни". Однако сам Вагнер пережил роковую страсть. Его избранница Матильда Везендонк была замужем. И она не скрывала от мужа своего сердечного увлечения. Так что у мифических главных персонажей оперы: печального рыцаря Тристана, ирландской принцессы Изольды и короля Марка есть вполне реальные прототипы.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.