Русский музей имени Александра II в Санкт-Петербурге 25 апреля отмечает свое 115-летие. В 1895 году Николай II своим указом возвестил о создании музея и передаче ему Михайловского дворца. Как рассказал директор музея Владимир Гусев, имя государя императора в названии никогда не отменяли. Просто на какое-то время о нем забыли. А теперь вспомнили.
Не грех вспомнить еще и тех, благодаря кому пополнялись коллекции русской живописи. Это друг Александра Сергеевича Пушкина, Павел Петрович Тугой-Свиньин, организовавший самый первый Русский Музеум. И купец, первый российский нефтепромышленник Василий Александрович Кокорев, разорившийся на своих начинаниях. А так же князья Долгорукие, Лобановы-Ростовские, Тенишевы — все они собирали произведения русского искусства и завещали их Русскому музею.
До ХYIII века изобразительное искусство существовало в России только в религиозной сфере. В Русском музее есть большая коллекция икон. Оказывается, их собирательство — началось отнюдь не в советские времена, этим занимались и раньше. Так Николай II купил за 100 тысяч рублей коллекцию купца Федора Михайловича Плюшкина, в которой наряду с курьезами, были и очень ценные артефакты.
Читайте также: Русский меценат Козьма Солдатёнков
Первые живописцы были учениками иконописцев. Но после того как при Петре Великом в России возникло светское искусство, российские художники — очень быстро догнали своих западных учителей. Когда Орест Кипренский в 1822 году уезжал из Италии, местные таможенники не разрешали ему вывозить свои картины, предполагая, что это творения Рембрандта, а русские художники мол так написать не могут!
Во всем мире вершиной русского изобразительного искусства считается ХIХ век и художники передвижники. То, что был еще ХХ век и русский авангард — знают мало. Русский музей старается как-то пропагандировать наше искусство в Европе, но, поскольку денег на это государство не выделяет, приходится возить выставки на средства приглашающей стороны. А у тех — свои взгляды и представления. Так, например, недавно музей проводил выставку в Италии, которую местные кураторы назвали "Сибирь и Восток" — очень далеко от реальности, но таковы представления о России на Апеннинах.
Коллекция музея представляет всю тысячелетнюю историю России в образах, персонажах. Надо ее показывать. И за последние пятнадцать лет произошел стремительный рост возможностей музея. В Санкт-Петербурге к 300-летию северной столицы и благодаря поддержке государства — появилось "ожерелье" из дворцов и садов: Михайловский, Мраморный и Строгановский дворцы, корпус Бенуа. Закончилась реставрация Летнего сада, получившая приз Союза архитекторов "За лучший объект ландшафтного дизайна".
К 400-летию Дома Романовых начинается реставрация Домика Петра I, которому, вместе с городом на Неве, исполняется 310 лет. Сам Петр его строил, сам же в 1723 году повелел окружить колоннадой и покрыть дополнительной крышей, для сохранения "в назидание потомкам". Так что это первый в России прижизненный мемориальный музей императора. Три столетия исполняется Летнему дворцу — части Русского музея, но музейщики — не поддаются на соблазн отметить 300-летие всего музея.
Расширение территории музея дало возможность показать всю масштабную коллекцию. В последние пять лет здесь происходит по 40 выставок в год. Их хронология — от Древней Руси до современного искусства. Примерно десятая часть организуется на бюджетные средства, остальное на деньги меценатов-спонсоров.
Впервые выставлена в Михайловском замке огромная картина художника Григория Ивановича Угрюмова "Призвание на царство Михаила Романова", которая и писалась для этого дворца, ставшего с легкой руки Пушкина символом всего самого мрачного. Хотя сам Павел I задумывал его другим, ярким и роскошным. И вот, спустя больше чем двести лет, замысел этого "русского Гамлета" наконец осуществляется.
Вот что рассказала директор Департамента культурного наследия Министерства культуры Наталья Самойленко:
— Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусство им. А. С. Пушкина и, конечно же, Русский музей — занимают особое место. Русский музей — это крупнейшее хранилище русского искусства. Сейчас — это не только замечательное здание архитектора Карла Росси, но и другие дворцы. Так что, посетив музей, можно познакомиться не только с живописью и скульптурой, но и с архитектурой.
Что касается директора музея Владимира Гусева, он признался, что опасается попасть в городские сумасшедшие, проводя в музее мероприятия, довольно далекие от живописи, как например Фестиваль цветов:
— Однако, — размышляет Владимир Александрович, — еще в 1704 году Петр писал боярину Стрешневу со Шведской баталии: "А пришли ли саженцы из Гешпании?" И какие надо привезти цветы из Подмосковья, чтобы сажать в Летнем саду.
Все это, по мнению директора, дает возможность наполнить музейные здания жизнью. Этой же цели посвящено соглашение между Русским музеем и расположенным поблизости цирком, которому, с легкой руки его нынешнего художественного руководителя Вячеслава Полунина тоже вернулось старое имя Цирка Чинизелли.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.