Что случилось с нашей эстрадой? Все больше рокеров и исполнителей поп-музыки, приверженцев этно-стиля и хип-хоперов придают своим новым хитам джазовое звучание. Или это наш век неопределенности и перепутья в политике, жизни настраивает на такой — джазовый музыкальный лад: смешения жанров, особого "летящего" настроя; наконец — безудержного свинга, когда ломаются многие каноны, и это само по себе рождает новое, освобожденное качество музыки?
"Окно в небо"
…Именно такие мысли приходят в голову после недавней презентация новой концертной программы "В джазе только М." известного поп-рокера и музыкального пародиста 80-90-х годов Сергея Минаева. Программа — исключительно джазовая, представляет не только совершенно новое направление в творчестве певца, но и совершенно неожиданный поворот в карьере исполнителя подобного "ранга".
Заметим сразу: Сергей, пришедший на советскую эстраду еще в 80-е, сегодня оказался не оригинален. Многие его сверстники и коллеги по сцене "родом из СССР" сегодня используют джазовые интонации, начинают исполнять хитовые композиции именно в этом стиле. Но! Целая джазовая программа, представленная пока в виде концерта и готовящаяся к выходу в виде… ретро-виниловой пластинки — это, пожалуй, действительно новое высказывание в сегодняшнем шоу-бизнесе.
Высказывание, скажем сразу, не совсем ровное: не все композиции новой программы равнозначны и способны претендовать на звание хита. Есть в ней пока еще вещи, требующие серьезной доработки, "доводки" в процессе записи. Но многие песни полны обаяния, которое усиливает и подчеркивает джазовая аранжировка: к примеру, это лирические синглы "Полпути", "Бригантина", "Дождь смывает следы".
Исполнение джазовой композиции "Гаснет свеча на ветру" явно перекликается (даже буквально, словесно) с популярной песней Элтона Джона "Свеча на ветру", посвященной, как известно, в первой редакции памяти М. Монро, а позднее "перелицованной" в память о жизни принцессы Дианы. А название композиции певца "Окно и небо" так и хочется переименовать, чтобы получилось "Окно в небо", имея в виду освоение исполнителем и его аудиторией новой музыкальной, джазовой "вселенной".
Читайте также: Сергей Мазаев: "У меня вся жизнь — скандалы"
"Окончательная "легенда" проекта сформировалась осенью 2012 года, после того, как мы решили записать виниловую пластинку, — рассказал Сергей. — Это "рояльный" альбом, рояльные партии написаны и записаны известным джазовым музыкантом Евгением Борцом. Я благодарен Жене Борцу — музыкальному руководителю проекта, за счастье, которое я испытываю, работая с ним. В данный момент альбом сводится. "Мастеринг" будем делать в США. Там же будем выпускать двойной винил и CD. Также будет DVD со съёмкой живого концерта. Восемь музыкантов на сцене, не считая певца, — не об этом ли я мечтал всю жизнь? Да нет! Музыканты были. Их было и больше. А вот такой музыки не было…"
Остается добавить: новый альбом выйдет в свет под несколько интригующим названием "Промо". В сборник включены 15 произведений, записанных джазовым трио с привлечением духовых инструментов и бэк-вокалисток. Тексты четырёх песен — Карена Кавалеряна и Сергея Мирова, остальные — Сергея Минаева. Музыка, кроме "Карнавала" и "Маргариты", которые певец исполнял ещё в середине 80-х, написана также Сергеем Минаевым.
От Иуды до "Хопра". И обратно
Современному читателю, однако, нелишне напомнить о сценических "приключениях" Сергея, чтобы стало понятно, как он "дошел до жизни такой" (в смысле — "джазовой"). Долгие годы он был известен как один из самых популярных российских диджеев. В детстве Сергей освоил классическую скрипку — это, вероятно, и развило его музыкальный слух. На сцену впервые вышел еще в школьном ТЮЗе; тогда же, подростком, играл в своей первой рок-группе. А со II курса государственного циркового училища — участвовал в группе "Город", уже вполне профессиональной, выступая на самых разных, в том числе весьма престижных столичных площадках. И, разумеется, на студенческих и прочих дискотеках: в Парке культуры им. Горького, Саду им. Баумана и пр. Тогда же Сергей стал писать свои песни, включая сатирический цикл (по собственному признанию, "издевался и над чужими, но без сладострастия"). С 1988 года ездил на гастроли, по всему Советскому Союзу.
"За 4 года за плечами оказалась почти вся страна — от больших городов до отдалённых уголков, — вспоминает певец. — Работал с "живым" коллективом, это приносило неизгладимые впечатления, когда приходилось петь по 3 концерта в день. Рекорд, 6 концертов в день состоялся в Свердловске".
Осенью 1988 года он стал участником одного из первых скандалов в нарождающемся российском шоу-бизнесе. По Первому каналу ТВ в передаче "Прожектор перестройки" С. Минаеву на всю страну были "брошены обвинения" в чрезмерных заработках. Продюсер Сергей Лисовский потирал руки: лучшей рекламы нельзя было придумать! В 1989 году Минаев стал победителем "Музыкального ринга" — очень популярной в те годы телепередачи. В это же время получили оргомную известность его пародии, которые народ распевал не хуже оригиналов: на "Ласковый май" — "Белые козы", "Modern talking" — "Моню Токина", "Якида" — "…Быки не могут, а яки — да ", Ламбаду — "ЛомБабу" (1990), "Макарену", "Музыку ПОП", "Секс-бомб" (2001) — эта композиция стала своеобразной визиткой Минаева.
Читайте также: Катя Лель: Нельзя во всем подпевать продюсеру!
Ездил и за рубеж: в Венгрию и Швецию, Израиль и Ирландию, Германию и Францию — где, по собственному признанию, "произвел неизгладимое впечатление на "казахских" немцев, "хохляцких" израильтян и "рязанских" парижан". Много снимался на телевидении и в кино.
Важный момент — участие в одной из первых российских рок-опер "Иисус Христос — суперзвезда", в сложной психологической роли Иуды. Здесь для него впервые на сцене явственно прозвучали джазовые интонации. Потом был "Хопер" — запомнившаяся современникам весьма выразительная реклама одной из финансовых пирамид тех лет, послужившая, скорее, популярности самого артиста, чем сомнительного финансового заведения. Сейчас он вернулся в джаз — уже, что называется, вплотную.
Лель, Кельми, Саруханов…
Показательно, что на презентацию новой джазовой программы певца в один из модных столичных клубов пришли многие его современники и друзья-коллеги, в творчестве которых сегодня, тоже достаточно неожиданно и ярко, прослеживается джазовое направление. Скажем, Катя Лель — стройная и похорошевшая, вполне пришедшая в форму после рождения любимой дочки Эмили. На сцене, утверждает Катя она готова вернуться к экспрессии своего знаменитого "мармеладного". А по сути — именно джазовые интонации, новые в ее творчестве, сегодня помогают певице "найти новый стиль". Крис Кельми, которого желтая пресса в последнее время чуть не похоронила, выглядел на вечеринке "живее всех живых": основателю известной советской группы "Автограф" и появившегося еще в советское время проекта "Рок-Ателье" особенно любопытно было познакомиться с джазовыми опусами Сергея. "В теме" был и Игорь Саруханов — легендарный "советско-российский" композитор и исполнитель, рок-легенда 80-х., прибывший на джазовую вечеринку с молодой (пятой по счету!) женой.
Приехали поддержать джазовые начинания коллеги Виктор Салтыков и Алексей Глызин — столь же популярные поп-рокеры 80-90-х. Горячие аплодисменты во время концерта новоявленного джазмена, конечно же, были своего рода творческими авансами. Тем интереснее будет познакомиться с новым сольным альбомом Сергея Минаева — как на винтажном виниле, так и на прочих, современных носителях.
Читайте самое интересное в рубрике"Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.