"Театр, в конце концов, не богадельня, но со всеми надо поступать по совести. Артистов надо защищать, даже известных и популярных…" — это слова, которые актер, режиссер и тогда еще директор и художественный руководитель "Таганки" Валерий Золотухин сказал корреспонденту "Правды.Ру" в интервью, записанном незадолго до скоротечной болезни и смерти.
Всегда поступать по совести. Исповедовать этот принцип во всех жизненных ситуациях — тяжелая ноша, но как бы она ни была тяжела Золотухин никогда не жаловался и с гордостью отстаивал и свои идеалы, и своих подопечных актеров. Многие считают, что именно поэтому он так рано сгорел.
— Валерий Сергеевич, вы долгое время являлись художественным руководителем молодежного алтайского театра. Что сейчас с ним происходит?
— Алтайская общественность обратилась с просьбой к Владимиру Путину о помощи в строительстве театра. Здание театра — это старый разрушенный дом, бывший клуб культуры комбината, где я когда — то участвовал в смотрах самодеятельности. Здание давно пришло в негодность, работать там практически невозможно. А это старейший театр России с устоявшимся репертуаром и уже много лет мы отчаянно просим о помощи. Лидия Ивановна Шукшина поддерживает нас и всячески помогает. И вот губернатор Алтайского края обратил на нас внимание и пообещал, что у нас будет новое здание. Что ж посмотрим.
— Простите, за некорректный вопрос, а как вы сами оцениваете художественный уровень провинциального театра? Все — таки это далеко не столица.
— Вообще — то губернатор и администрация края высокого мнения о нашем репертуаре и о деятельности театра в целом. Потом, у меня там два театральных курса. И ребята талантливые, просто не то слово. Мы набрали очень одаренную и способную молодежь. Мои ребята сами поступают в Москве в театральные ВУЗы, и заметьте, я никому не звоню, никого не прошу, говорю им: "Сами доказывайте свой талант".Из алтайского края много талантливых ребят в свое время приехало в столицу, как актеров и режиссеров, и меня это очень радует.
— Валерий Сергеевич, давайте будем откровенны, кто сейчас вот так может приехать из провинции и покорить Москву только благодаря своему таланту? Времена сильно изменились.
— Чепуха это полная. Такие таланты как Василий Шукшин, мой земляк или как Володя Высоцкий появляются редко. На то он и Шукшин, чтобы его заметили. Талантливого человека невозможно не заметить. Я себя часто спрашиваю: "Как это было возможно? Окончив школу, в семнадцать лет собрать деревянный чемодан и отправиться в Москву! В Москву! Поступать в театральный институт. У меня, к сожалению или к счастью, простая история. И она очень смешная. Я ее описал в своем рассказе. К нам в город приехал цирк на колесах, и я маленький сыграл там подсадку. И когда в мою единственную кепку на глазах у всей почтенной публики били яйца, я так переживал за кепку, (кепку, конечно, подменили), и рыдал такими крокодиловыми слезами, что сам от себя этого не ожидал. После представления, клоун по фамилии Полозов сказал: "Молодой человек, если вы не станете драматическим артистом, вы сделаете преступление".Он пошел в райисполком просить, чтобы мне по окончании школы выдали паспорт. А мы тогда были крепостными, нам не давали паспортов. И я так схватил этот паспорт, что даже не посмотрел на дату рождения, до того боялся, что мне его не дадут. Поехал в Москву и стал актером театра и кино. Вот такая история.
— Вы много снимались в кино, зритель вас любит совершенно в разных жанрах, но все — таки как вы думаете, какого сегодня жанра не хватает в российском кинематографе?
— Нам сейчас не хватает сильного патриотического кинематографа. Вот смотришь на американское кино и завидуешь, как они свою державу прославляют. У нас, например, есть армия и в ней надо служить. И надо сделать так, чтобы в ней было почетно служить. И это во многом зависит от кинематографистов. Вот, например, снялся я как — то в фильме "Ярослав", это самое, что ни на есть, патриотическое кино, несмотря на то, что оно снято по заказу. Композитор Глинка по заказу написал "Смерть за царя". Пушкин по просьбе царя написал стихотворение "Клеветникам России". Разве это плохие произведения? В советское время было много патриотического кино, и мы его любим не зато, что ностальгируем по советским временам. А потому что это было хорошее кино, правильное, сколько всего верного сказали эти фильмы в свои времена. Но самое главное, там очень редко показывали гибель русского человека и, Слава Богу.
Читайте также: Гошу Куценко назначат руководить "Таганкой"?
— Вы сказали, что сыграли в фильме "Ярослав", а можете немного подробнее рассказать об этом фильме?
— Мне понравился сценарий, материал для которого черпался из Летописи. Он о правителе Ярославе Мудром, который основал город Ярославль и боролся с работорговлей русскими людьми. Я с большим интересом прочитал сценарий и дал в нем согласие сниматься, тем более, что режиссером был наш алтайский парень. Что касается, моей роли мудреца Чурила, роль хорошая, но она не главная.
Этот человек не наседает, не поучает, а своими рассуждениями разворачивает роль героя и делает из него того, кого мы называем мудрыми. У правителя Ярослава, как у воина, одна правда — это сила, то бишь насилие. А Чурила рассуждает: "Вот листики — один с прожилками, другой с пятнами. Или гриб один белый, другой червивый, но от каждого гриба своя польза. Так и люди, все разные. И если хочешь сделать добро людям, надо их любить такими как они есть, с их недостатками".И правитель Ярослав, в итоге очень прислушивался к этому мудрецу. Мне кажется, что для людей, которые обладают большой властью, это очень важный принцип — любовь к людям.
— Раз вы заговорили о власти, каких качеств сегодня не хватает современным политикам, в нашей стране?
— Я далек от политики и не знаю, что им сегодня не хватает, но одно скажу — время тоталитарных политиков кончилось. И мне это нравится. Как бы это странно не прозвучало, я был большой поклонник Бориса Ельцина, хотя сегодня все говорят, что у него было слишком много ошибок. Но при этом, все почему-то забывают, как мы жили раньше.
— А вы считаете, что сегодня мы живем лучше?
— Я не считаю, — это очевидно. Конечно, наблюдается некоторый зажим демократии, но хотя бы можно обо всем свободно говорить. Зайдите в Интернет, там есть информация обо всем, и тот, кто хочет добиться правды, тому Интернет огромное подспорье. Правду не всегда хотят слышать, но рано или поздно все вскрывается. Определенно сейчас больше возможности сказать истинное положение вещей и современные политики должны об этом помнить, что утаить свои махинации от народа с каждым годом становится все сложнее. Я думаю, что такие мудрецы как Чурила, всегда существовали и существуют, во всяком случае, сегодня такие разумные люди должны быть возле наших правителей.
— Вы очень категоричны в своих суждениях, а раньше у вас были такие высказывания? У вас были конфликты с властью?
— У кого их не было? Я много лет проработал в театре, который постоянно находился в конфликте и в оппозиции с властью. И в том, что случилось в стране, во многом виноват театр на Таганке. Вспомните выступления Любимова, Солженицына. Советскую власть мы ругали. Мы хотели ее разрушить и разрушили, иначе нельзя было построить в стране демократию. А теперь мы конечно, о многом жалеем, вспоминаем Сталина, прежнюю спокойную жизнь. Это свойство русского народа. Поэтому позиция Чурилы мне очень близка, она совпадает с моей актерской природой, и характер героя мне очень импонирует. Он немного лукавый, но не от Лукавого, а добродушный с хитринкой. Иван Дурачок — он тоже лукавый, а посмотрите, как много добился. Так и Чурила, для того чтобы добиться цели, советует ее обойти. Но самое главное качество по его совету — это терпение. Вот это качество просто необходимо в жизни и я с ним полностью согласен.
Вот пример: я в Театре на Таганке был много лет председателем профсоюзного комитета. Всех всегда приходилось выслушивать, мирить, сглаживать острые углы. Одному дали незаслуженный выговор, другого увольняют, третьего не так поняли. И мы ходим, просим, защищаем, отстаиваем права. Нужно было иметь такой запас терпения, вы просто себе не представляете.
— И как вы все это успевали и вам не надоедало?
— Очень утомляло, отнимало много времени. Конечно, я не один был в профкоме, но на месте Любимова тоже конфликтовал со своим Профкомом. В конце концов, за бюджет и репертуар отвечал он, а артисты постоянно жалуются, что им не хватает ролей. А где взять столько ролей? Проблем у театра очень много. Театр, в конце концов, не богадельня, но со всеми надо поступать по совести. Артистов надо защищать, даже известных и популярных.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.