"Здоровый авантюризм был особой чертой Михалковых. И это качество передалось нам всем. Оно абсолютно точно передалось от деда моему отцу, про Никиту Сергеевича и говорить нечего! Вписываться во всякие творческие предприятия, в хорошем смысле слова, — это у нас семейное", — рассказывает корреспонденту "Правды.Ру" режиссер Егор Кончаловский.
13 марта исполняется — 100 лет со дня рождения Сергея Михалкова. На днях открывается мемориальная доска в доме, где жил писатель. Московские власти решили разбить сквер имени Сергея Михалкова на Поварской улице и установить памятник. Внук Михалкова — Егор Кончаловский рассказал о том, каким был его легендарный дед.
— Егор Андреевич, вся страна празднует 100-летие со дня рождения, великого писателя Сергея Владимировича Михалкова. Вы, как внук, можете рассказать, какой это был человек?
— Последние 15 лет жизни, мы с ним были очень близки, сильно сдружились У нас были доверительные отношения, каких не было ни с моим отцом, ни с дядей Никитой Сергеевичем. Он был невероятно цельным человеком, с определенными жизненными принципами, много помогал разным, совершенно не знакомым людям, которые впоследствии, о нем говорили всякие гадости. Бог им судья. У него было сумасшедшее чувство юмора, любил всякие розыгрыши. Был щедрым и открытым человеком.
Можно сколько угодно о нем говорить, как о человеке, написавшем государственный гимн, как о человеке, родившемся при царе, умершем при президенте, как о человеке прошедшем войну, в качестве военного корреспондента, и получившем ранение. Но у меня с ним связаны более жизненные и приземленные ситуации. Хочу сказать, еще, что он никогда никому не отказывал в помощи, и в его кабинете постоянно звонил телефон и он, пользуясь своим авторитетом и влиянием, постоянно за кого — то просил.
— Кто, на ваш взгляд, оказал на вас большее влияние — бабушка Наталья Петровна или Сергей Владимирович?
— Бабушка на меня тоже оказала сильное влияние, но это было в детстве. Потом повзрослев, стал больше общаться с дедом. Слушал его рассказы о войне, его воспоминания о жизни, полной драматических коллизий. Когда в 90 — е годы я снимал о нем небольшой документальный фильм и спросил как его назвать, дед сказал: "Я всегда был советским писателем".
Многие говорили, что он был человек очень добрый, у него не было зависти, гнева, желания отмстить. Он прожил так долго именно потому, что в нем не было этих качеств, которые сокращают жизнь. К сожалению, во мне есть эти качества, но сходство с ним я улавливаю. И нельзя не сказать о влиянии, тех людей, которые собирались в доме Михалковых — Кончаловских.
Бабушка была очень хлебосольной и гостеприимной хозяйкой и за столом сидели люди, которые составляют золотой фонд русской культуры — Симонов, Алексин, Чингиз Айтматов. Друзья моего отца и Никиты Сергеевича уже были совсем другие люди, другие разговоры, другая атмосфера. Сейчас таких личностей уже конечно нет.
— Егор Андреевич, ваш дед Сергей Владимирович застал развал Советского Союза, а ведь он был настоящим патриотом. Что он говорил в то время, что чувствовал?
— Был период, когда у вполне заслуженных, всю жизнь в поту проработавших людей, не только писателей и режиссеров, вообще у советских людей, сгорели все сбережения. Михалков кстати относился к тем людям, которые много работали. В стране с успехом шли его постановки, и естественно он был не бедным человеком и в какой — то момент это все сгорело. Однажды, я застал его в квартире на Поварской, он выглядел совершенно удручающе. И при этом, оценок он не давал, не говорил, что при советской власти было хорошо, а сейчас все плохо. Он никогда не ругал эти неизбежные изменения, никогда не сетовал. Спокойно и скептически относился к тому, что происходит.
У нас с ним была замечательная история. Одна голландская компания, которая выпускала конфеты, не знала, как назвать одну из марок конфет. А я тогда снимал рекламу, и нам было предложено отдать название и права на стихи "Дядя Степа". Когда затеяли снимать рекламный ролик, голландцы предложили Михалкову написать сценарий к этому ролику. И очень смешно, что через день я получил листочек бумажки от деда. Там было крупно написано: Депутат Верховного Совета СССР — Сергей Михалков. А под этим — мелкая надпись: Реклама. И дальше текст: "Не мечтали даже дети, дядю Степу есть в конфете".
И это стало слоганом к рекламе и первым и последним западным контрактом для моего деда. Он об этом еще долго вспоминал с юмором, и не опускался то того, чтобы жаловаться на жизнь и клясть перемены. Но он всегда говорил, что считает себя советским человеком, и советским писателем.
— Смена политической формации позволила вашему деду, наконец, открыто сказать о своем дворянском происхождении?
— Он этого никогда не скрывал, но и не выпячивал. По его инициативе научные сотрудники поднимали архивы, находили предков вплоть до 17 века. Но в начале сталинского правления он, конечно, опасался, это сильно афишировать и я вполне понимаю мотивы такого поведения.
— Как вы считаете, что еще можно было бы сделать к юбилею?
— Вы знаете, нам бы не хотелось, чтобы получилось так, что к его юбилею — поставили памятник в виде двухметрового милиционера с лицом Сергея Михалкова. Мне кажется, что это должны решать скульпторы. Если бы я увидел несколько эскизов, то сказал бы это Михалков или не Михалков. Все что делается к юбилею — прекрасно, но не нужно "перепиарить", потому что во — первых это неприятно, а во — вторых контрпродуктивно, когда пиара слишком много. Его по — прежнему, много издают, книги переведены на многие языки мира, так что в особом пиаре он не нуждается. Со своей стороны, я бы снял о его жизни полной драматических и радостных сюжетов, полнометражный фильм. О том, какой он был человек, скольким людям он помог, при этом дед был очень скромным и не требовательным в быту человеком.
— Режиссер Егор Кончаловский в свое время увлекался блокбастерами, а сейчас вы что снимаете, над чем работаете?
— "Блокбастеризация", слава богу, прошла. Я начал отдавать предпочтение старому доброму авторскому кино. Но это кино не для четырех искусствоведов сидящих в пустом зале. Это авторское кино для зрителя. После того как я закончил работу над проектом "Москва, я люблю тебя!", прошло какое то время и мне предложили масштабный международный проект под названием "Баку, я люблю тебя!". Это история о Баку и бакинцах, о красоте столицы, история страны. Снимали конечно в Баку, собралась интернациональная команда профессионалов, я выступил в качестве продюсера, руководителем проекта стала Лейла Алиева. Мы собрали 10 сценариев короткометражных фильмов, в работе над которыми могли бы принять участие режиссеры и актеры из нескольких стран мира. Этот проект должен был объединить отдельные рассказы о Баку и бакинцах в одну единую концепцию. И нам удалось это сделать! Буквально несколько дней назад я сдал работу и надеюсь, что зритель примет и оценит этот фильм.
— Сергей Владимирович написал много сценариев за свою жизнь, а вы сами сценарии почему не пишите?
— Писать сценарии — это отдельная киноработа. Я всегда участвовал в переписывании, потому, что очень глубоко проникаю в литературную основу. На мой взгляд, самое сложное — это написать оригинальный сценарий и это самая большая проблема в мировом кино и в отечественном кино в частности. Есть ощущение, что все придуманное новое — это хорошо забытое старое. Кстати, работа над сценариями новелл "Москва, я люблю тебя" наглядно это показало. Многие известные режиссеры пытались, но не смогли ничего написать оригинального. У меня, кстати, несколько интересных историй. Есть история о советской армии, я сам, служил в кавалерийском полку под Москвой, в Голицыно. У меня со службой было связано очень много смешных и грустных воспоминаний. Армия, мне кажется, мало изменилась. Историй интересных полно, просто времени мало, также есть желание снять комедию, что-то запредельно смешное. Я вообще человек очень ироничный, у нас это общая семейная черта.
— Помимо этой общей семейной черты, что объединяет вашу дружную семью Михалковых-Кончаловских?
— Несмотря на то, что Сергей Михалков был мудрым и дипломатичным человеком, чувствующим атмосферу окружающего времени, он был еще и авантюрным человеком. Насколько я знаю, официально к участию в конкурсе на написание текста государственного гимна в 1943 году он не был приглашен, потому что был детским поэтом. Поэтому с журналистом и писателем Габриелем Эль -Регистаном они написали стихи, что называется на удачу и послали на обсуждение. Стихи понравились и сейчас мы имеем то, что имеем. Время подтвердило и показало, насколько он был прав в своих поступках.
Именно это качество — здоровый авантюризм, был особой чертой Михалковых. И это качество здоровый авантюризм передался нам всем. Оно абсолютно точно передалось моему отцу, про Никиту Сергеевича, и говорить нечего, от моего отца досталось в наследство мне. Вписываться во всякие творческие предприятия в хорошем смысле слова — это у нас семейное.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.