Сегодня балетной пачке - 174 года

"Поцелуй меня в почку", или Наряд для балерины

"Поцелуй меня в почку или в пальчик", — именно так современная молодежь перефразирует рекламные слова Анастасии Волочковой. Многим из них даже в голову не приходит, что на самом деле речь идет о пачке балерины. И это не просто изящный предмет костюма для балета, это специальный наряд, форма и атрибуты которого вырабатывались годами. А чтобы представители молодого поколения не путали одежду с частями тела, советую прочитать статью.

Пачкой называют многослойную, жесткую юбку, которую танцовщицы используют для выступлений в балетных постановках. Это некий театрализованный вариант облегченного бального платья из полупрозрачной развевающейся ткани, которая собрана в мягкие складки.

Любители балета увидели этот новый предмет театрального костюма 12 марта 1839 года на премьере балета Жана Шнейцхоффера "Сильфида" в Королевской академии музыки и танца. Пачка была изготовлена по рисункам известного французского художника и модельера Эжена Лами. Впервые в пышной юбке на сцену выпорхнула итальянская балерина Мария Тальони — прародительница "романтичного балета". Она танцевала заглавную партию мечтательной "дочери воздуха" и имела огромный успех у публики. Невиданная доселе газовая юбка была как будто соткана из воздуха и буквально приковывала внимание зрителей. Произошел настоящий переворот в балетной моде. К тому же известно, что пачка была с корсажем из китового уса.

Согласно этикету, первым балеринам предлагалось носить кринолин, корсеты, парики и даже туфли на высоких каблуках. В таком наряде не то чтобы танцевать, даже ходить было неудобно. Но, несмотря на это, первое время танцовщицы были категорично настроены и даже бурно протестовали против нововведения, но потом смирились и с удовольствием отказались от тугих корсетов и тяжелых юбок — очень уж невесомо смотрелось это нежное облако. Облик балерины в пачке подчеркивал женственность, грацию и создавал определенный образ. "Воздушная" мода сразу покорила Европу, но в Россию пришла только через полвека. Долгое время балетная юбка меняла свой стиль и форму. Например, пачка, в которой танцевала Анна Павлова в конце ХIХ века заметно отличалась от современной, была длиннее и тоньше. А в начале следующего века стало модно украшать костюм перьями и драгоценными камнями. Однако из-за длины и лишних деталей танцовщицы, не всегда могли выполнить сложные элементы, поэтому от тяжелых и громоздких украшений отказались. В начале советского периода пачка значительно преобразовалась, она стала короткой и широкой, что придавало балерине образ легкой пушинки. А к привычному для нас сейчас виду пачка пришла где-то к середине ХХ века.

Читайте также: Михаил Барышников: "Танцевать лучше себя"

Балетные юбки бывают разными и, в зависимости от постановки, меняют свой вид и форму. Процесс создания "воздушного облака" очень кропотливый и каждую пачку шьют специально для определенной балерины. Она самостоятельно подбирает необходимую форму юбки. Пачки бывают ровные -параллельные полу, чуть опущенные — с пышным низом или, наоборот, совершенно плоские. Но из всех разновидностей можно выдели две основные формы: классическую и романтическую — "шопенку".

Классическая пачка — блиноподобная круглая юбка из большого количества слоев материала, в которой для придания жесткости используются обручи. Балерины в них танцуют в балетах: "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Корсар", "Пахита", во 2 и 3 актах "Баядерки". В таких юбках за основу принимают стандартный радиус — 48 см, но на практике размер окружности варьируется — в зависимости от стилистики постановки, партии и роста балерины. Не лишне отметить, что сегодня их делают по той же технологии, что и век назад — несколько слоев сетки и металлический каркас. На классическую пачку в 8 слоев уходит более десяти метров ткани. Края каждого слоя обрабатывают узорчатыми ножницами. Затем к расшитой юбке пришивают корсет, в котором используют детали изо льна. Сшитые изделия отдают декораторам. Интересно, что мелкие крючки и петельки обязательно крепятся в шахматном порядке. Так они не будут мешать танцовщице и точно не расстегнутся во время выступления. Современный балет уже невозможно представить без классической пачки, которая позволила сделать танец интересней и сложнее, а сценические постановки — зрелищнее.

Романтическая пачка или "шопенка" — длинная юбка в форме колокола, сшитая из фатина и длиной в три четверти. Идея юбки -"шопенки" была навеяна легкой и воздушной музыкой Шопена. На сцене оживает одна из старинных гравюр: юноша-поэт томится в окружении трех сильфид — дев воздуха. Именно романтическая пачка отвечает за создание "нездешних" фантастических образов — прекрасного духа Сильфиды, призрака погибшей Жизели. А апофеоз романтического балета "Шопениану" так и вовсе невозможно представить без этих чудесных воздушных юбок — они создают иллюзию легкости, полета, свободы и абсолютной нереальности происходящего.

Есть еще такое понятие как тюник или тюника — это та же самая пачка, балетная юбка. Хитон — это однослойная юбка чаще всего из шифона. В хитоне, например, как правило, исполняется партия Джульетты.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Татьяна Онаверина
Татьяна Онаверина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить