1900 год, середина лета. Молодые люди едут в телеге по сельской дороге. Это будущие художники. Один из них едет в деревню впервые. Он не знаком ни с ее бытом, ни с ее укладом. Это Борис Кустодиев. За 28 лет своей жизни он видел Астрахань, где родился и вырос, мельком Москву и холодный слякотный Питер, который ему, южанину, нравился не очень.
А сейчас он открывал для себя старинные волжские города, городки, села — Верхнюю Волгу. Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород… Художник полюбил их на всю жизнь. Городок Кинешма станет для него второй родиной. Здесь он построит дачу и назовет ее "Терем". Здесь он встретит Юлию Евстафьевну Прошинскую, 18-летнюю выпускницу Смольного, и влюбится с первого взгляда. И будет счастлив. Он нашел и жену (через три года они обвенчаются), и свой город, и свою землю. Отправился Борис в провинцию в поисках натуры. Ему пророчили славу великого портретиста, а он для конкурсной работы выбрал тему "На базаре".
Родился художник 7 марта 1878 года в семье преподавателя духовной семинарии. Отца он не знал совсем: тот умер от скоротечной чахотки, когда сыну было чуть больше года. Его мать осталось вдовой в 25 лет. Все заботы о пропитании семьи легли на нее. Мама Екатерина Прохоровна пыталась поставить на ноги четверых детей. Пенсии на мужа платили 30 рублей в месяц — не так и мало по тем временам, когда буханка ситного стоила 1,5 копейки. Кустодиевы арендовали у богатого купца флигель. "Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони…" — вспоминал позднее художник. Мальчику исполнилось 5 лет, когда его повели на оперу "Иван Сусанин". От музыки, сцены, декораций он испытал такое потрясение, что начал рисовать — а в девять лет решил окончательно стать художником. В те времена в Астрахани не было ни одного музея, ни одной картинной галереи. Когда в 1887 в город приехала XV выставка Товарищества передвижников, он увидел впервые в жизни настоящие картины — полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина — и был потрясен до глубины души. Борис окончательно поверил, что его мечта правильная. Мама поддержала сына и, несмотря на материальные трудности, оплатила частные уроки у выпускника Петербургской Академии художеств Власова, астраханского живописца и педагога.
До конца жизни Кустодиев будет считать его лучшим и любимым учителем. После окончания церковно-приходской школы Борис поступил в духовную семинарию. Окончив ее в 1896 году, он сразу же отправился в первопрестольную, в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Мечты были разбиты — в 18 лет юноша оказался "переростком". Таких "старых" в училище в те времена не принимали. Борис поехал в Петербург и поступил в Академию художеств в мастерскую В. Е.Савинского. Из-за страшной нищеты он носил 2 пары носков: у верхней отсутствовали пятки, у нижней — пальцы. На первый гонорар (16 рублей — солидная сумма в то время) купил штаны и холст для картины.
Читайте также: Кульбиты судьбы Казимира Малевича
Со второго курса учился у И. Е. Репина. В 1901 году Репин принял правительственный заказ на полотно "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея". Картина огромная — 400 Х 877 сантиметров. На ней запечатлена 81 фигура, включая Николая II. Правую часть по эскизам учителя писал ученик Репина Кустодиев, левую часть — однокашник Бориса Куликов. Центральную писал сам Репин. Через две недели после свадьбы Кустодиева, в 1903 году, картина была закончена. Чтобы написать дипломную картину "Базар в деревне" (она не сохранилась), летом 1903 года Борис прошел по Волге от Рыбинска до Астрахани. 31 октября 1903 года — окончил учебный курс с золотой медалью и правом на бесплатное годовое путешествие с семьей за границу и по России. Во время учебы Борис принимал участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене, где получил большую золотую медаль Международной ассоциации. Завершив обучение, в декабре он выезжает вместе с женой и сыном в Париж.
Затем Германия, Италия, Испания. Вместо года он пробыл за рубежом пять месяцев. "Я снова в благословенных краях нашей благословенной русской земли", писал Кустодиев другу, художнику Василию Матэ. Все обещает счастье. У художника двое детей — сын Кира и дочь Ирочка. С Ирочкой он ходит по грибы и носит ее в корзинке. Сыну показывает красоту облаков (впоследствии Кирилл станет театральным художником). На Бориса сыплются награды — золотые медали. Он известен, любим и любит сам, окружен друзьями. Но если бы не страшные боли в руке и шее… Художник пишет друзьям: "Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю — и вместо улучшения с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже". Его мучают страшные головные боли. По нескольку дней Борис был вынужден лежать, закутав голову платком и не спать из-за болей в руке. Врачи, зная о наследственности художника, предполагают костный туберкулез и одевают на него жесткий корсет от подбородка до поясницы. Европейская знаменитость Оппенштейн ставит страшный диагноз — опухоль в спинномозговом канале. Спасение в операции и только в ней. Из Европы Кустодиев мчится на родину. И пишет, пишет… так появляется перед зрителями "Купчиха". Тип красоты, который начнут называть кустодиевским. Стать, дородность, основательность — все, что отличало русских купцов, теперь зовут именем русского художника.
В 1915 году появляется новый шедевр — "Красавица". Одно духовное лицо, увидев эту картину, произнесло: " Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою "Красавицу", ибо смутил он навек покой мой. Узрел я прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать свои грехи". Все, что пишет художник, полно света, сил и жизни.
В 1916 году, 4 марта Кустодиев вынужден лечь на повторную операцию. У художника двое детей, ему 37 лет. Операция под общим наркозом длилась пять часов. В коридоре неотлучно сидела жена. Ей предстояло сделать выбор. Чтобы удалить опухоль, было необходимо перерезать нервные окончания. Это означало: для того, чтобы жить, нужно смириться с тем, что перестанут двигаться руки или ноги. Что-то одно: что именно, выбирать ей — Борис был без сознания. Жена решила оставить руки: он художник, руки — главное. После операции Кустодиеву было запрещено работать в течение полугода. Он не мог прожить без любимой работы и дня. Оставалось только мечтать о рисовании. Через год художник вернулся из Выборга в Петроград. В инвалидном кресле он ехал в "собачьем" вагоне среди собак разных пород, в намордниках. Четыре часа пути он рисовал псов: рычащих, скалящих зубы, доброжелательных. Он был счастлив.
Читайте также: Современные иконы: китч или новаторство?
В инвалидном кресле Кустодиев продолжает работать и создает множество картин. Он мечтал, чтобы они оказались в Третьяковской галерее — и в крупнейших музеях России. Мечта сбылась.
В инвалидном кресле Кустодиев посещает театр, ездит по стране, совершая очень дальние поездки. "Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому. Это было всегда единственным сюжетом для моих картин ", — писал Борис Михайлович.
Илья Репин, его учитель, говорил о нем: "На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу". Ученик оправдал надежды учителя. Каждая его картина — гимн свету, любви и жизни. В своей записной книжке перед операцией художник написал: "каждое существо хочет жить, даже таракан".
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.