В 1994 году Жерар Корбьо снял фильм "Фаринелли — кастрат". В 1995 году фильму был присужден "Золотой глобус". Он был номинирован на Оскар как лучший иностранный фильм. В этом же году ему была присуждена премия "Сезар" за звук и декорации.
Фильм был посвящен певцу XVIII века Карло Броски по прозвищу Фаринелли (прозвище произошло от фамилии Фарина, братьев, покровительствовавших певцу в юности), чей диапазон составлял три с половиной октавы. Такой диапазон уникален — ни один из исполнителей после Фаринелли не обладал им. Голос певца был феноменален по силе звука, гибок, подвижен. Тембр — чарующе мягким и светлым. Дыхание — почти беспредельным по продолжительности. Фаринелли отличался виртуозным мастерством исполнения, четкой дикцией, утонченной музыкальностью, необычайным артистическим обаянием, поражал эмоциональной проникновенностью, яркой экспрессивностью.
Поэтому голос для фильма создавали в течение 17 месяцев. Вначале на электронной технике смешали звучание контртенора Дерека Ли Реджина и женского сопрано Эвы Маллас-Годлевской. Затем звук подвергали долгой цифровой обработке — для однородности звучания.
Читайте также: Истории любви: Элвис и Присцилла
Фильм грешит неточностями. Брат Фаринелли оперу "Орфей" не писал. Сам Фаринелли никогда не пел опер Генделя — лишь один раз, на приеме у короля Англии по просьбе монарха он исполнил несколько арий. Самому Генделю исполнение певца не очень понравилось. Несмотря на все это, фильм вызвал необычайный интерес к личности Фаринелли.
Выдающийся певец всех времен Карло Броски родился 24 января 1705 года в Неаполитанском королевстве в семье далеко не бедного и очень знатного дворянина. Отец Карло одно время был губернатором городов Маратео и Честернио, затем стал капельмейстером в городе Андрия. Был превосходнейшим музыкантом — и научил искусству музыки своих сыновей: старшего Рикардо (который впоследствии написал 14 опер) и младшего Карло. Последний проявил уникальные способности к пению. Поэтому, чтобы сохранить чистоту голоса, его в семь лет кастрировали. Большинство молодых певцов подвергалось такой операции из-за бедности семей, которые видели в этом источник дохода. Семье Карло не было необходимости заботиться о хлебе насущном.
Первым учителем пения был отец. В 15 лет Карло дебютировал в Неаполе. Публика стала ласково называть его "дитя". Исполнял он только женские арии. В 17 лет переехал в Рим — и во время представления одной оперы стал каждый вечер состязаться со знаменитым трубачом. Вначале это воспринималось как простое дружеское состязание. Как шутка. Но зрители заинтересовались спором и разделились на две партии болельщиков. После многократных выступлений оба соперника одновременно изо всех сил наращивали звук, демонстрируя мощь своих легких. Они старались перещеголять друг друга — и казалось, что оба устали в равной степени. Трубач совсем выбился из сил и остановился. Фаринелли на том же дыхании с новой силой стал не только филировать звук, но и исполнять самые трудные и быстрые украшения до тех пор, пока его не прервали овации слушателей. Всеми было признано его превосходство.
В 1722 году Карло впервые выступил в опере драматурга и либреттиста Метастазио. С тех пор и возникла их сердечная дружба. Поэт называл певца не иначе как "дорогой братишка".
В 19 лет Фаринелли исполнил свою первую мужскую партию. Вся Италия стала называть его просто — "Мальчик". Успех пришел в масштабах всей страны. Какие бы оперы не исполнял Карло — публика была в восторге и экстазе. Италия покорена. Следом за Италией к ногам певца упала Вена. Император Карл VI услышал виртуозное исполнение и посоветовал молодому певцу не увлекаться трюками: "Эти гигантские скачки, эти бесконечные ноты и пассажи только изумляют. А для вас уже настало время пленять. Вы слишком расточительны в дарах, которыми осыпала природа. Если вы хотите достичь сердца, вы должны избрать более ровный и простой путь". Совет императора полностью изменил манеру пения Фаринелли. Он стал соединять патетику с живостью, возвышенность с простотой — и вызывал неизменное восхищение.
В 1734 году Карло приехал в Англию. Лондонцы были восхищены, когда певец взял первую ноту арии нежно, затем постепенно усилил звук до потрясающей мощи и точно так же ослабил к концу. Публика аплодировала пять минут. Выступление продолжилось. За блестящей быстротой пассажей Фаринеллискрипачиструдом поспевали. В его голосе была сила и сладость. В стиле исполнения — нежность, грация и простота. После спектакля зрители кричали: "Фаринелли — Бог!" В Лондоне говорили: те, кто не слышал, как поет Фаринелли, недостойны появляться в приличном обществе. Заработки певца были астрономическими.
В мае 1737 года Карло отправился в Испанию с твердой уверенностью, что скоро вернется назад, в Англию. По пути он выступил в Париже для французского короля. Франция, ненавидевшая итальянскую музыку, была очарована.
После приезда в Испанию певец долгие годы не выходил на сцену. Его талант служил лишь одному человеку — за что ему было назначено жалование три тысячи фунтов стерлингов в год. Испанская королева пригласила Фаринелли с надеждой, что мастерство певца сможет излечить ее мужа, короля Филиппа V. Король страдал депрессией, граничащей с безумием. Его постоянно мучили головные боли, он запирался в комнате, не мылся, не менял белье. Ни один врач не мог помочь королю.
Посол Великобритании сообщал в своем донесении, что король Филипп был потрясен первой же арией, исполненной Фаринелли. После второй монарх послал за певцом, расхвалил его, пообещав дать ему все, что он пожелает. Фаринелли попросил короля лишь встать, умыться, переодеться и провести заседание кабинета министров. Филипп повиновался — и с тех пор стал выздоравливать.
Каждый вечер Филипп звал к себе Фаринелли. Десять долгих лет певец не выступал перед слушателями. Каждый день он исполнял королю четыре любимых арии. Карло был назначен придворным певцом короля. Филипп довел до сведения всех, что певец подчиняется только ему и королеве. У Фаринелли появилась огромнейшая власть, которой он никогда не злоупотреблял.
Его цель — только облегчение болезни монарха. Единственные вольности, которые он себе позволяет, — защита придворных артистов и пропаганда итальянской оперы.
Филипп был неизлечим — но высочайшее искусство продлило ему жизнь до 1746 года. Наследник трона Фердинанд VI был сыном короля от первого брака и мачеху свою "любил" настолько, что заточил ее во дворце Ла Гранха. Фаринелли, однако, он назначил директором королевских театров. Через четыре года певец был награжден высшим военным орденом Испании — орденом Калатравы. Благодаря усилиям Карло, которого назначили руководителем всех спектаклей, в Испании появилась опера. Он выписал из Италии лучших певцов и композиторов — и друга юности Метастазио для либретто. Бывший оперный певец обратил усилия на строительство каналов в болотистой местности у реки Тахо и использование их для орошения и приобретение лошадей в Венгрии для улучшения испанских пород.
Когда трон занял Карл III, Фаринелли был возвращен в Италию со словами: "Каплуны нужны мне лишь на столе". Имущество было разрешено вывезти. Певцу (о, щедрость монарха!) был оставлен и пансион.
С 1761 года Карло поселился в Болонье в роскошном доме и стал вести жизнь сибарита. Его окружала роскошь: великолепнейшая коллекция табакерок, ювелирных изделий, картин, музыкальных инструментов… Он редко пел — только по просьбе знатных гостей. Больше времени посвящал игре на клавесине. Вся Европа старалась отдать дань уважения великому певцу. Его посещали Глюк, Гайдн, Моцарт, император Австрии, саксонская принцесса, герцог Пармы, Казанова…
Читайте также: Майкл Джексон: призрак, гангстер и король
Последние 20 лет Карло жил в свое удовольствие — и 15 июля 1782 года умер в Болонье 77 лет от роду.
Прав был отец, когда подверг ребенка кастрации, — или нет? Мнение самого певца неизвестно.
Многие скажут, что благодаря этой операции он стал известен всему миру. Стал богат.
В средневековой Европе Церковь заботилась об общественной морали — поэтому женщинам запрещалось петь в храмах. Там могли петь только мужчины. Партии высоких голосов исполняли мальчики. Но мальчишки — народ непоседливый, шалят, не хотят учиться. А со временем у них ломается голос. Если же певца сделать кастратом, то он сохраняет тембр и чистоту голоса до старости. Поэтому в Европе вместе с сольфеджио кастрация была включена в процесс подготовки певцов, голоса которых восхищали слушателей. Против кастрации церковные власти не протестовали, хотя она меняла природу человека.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.