Во дворце этого нелюдимого герцога, холостяка с большими странностями, стояли две столешницы. Одна из них была уставлена яствами, другая - покрыта золотыми монетами - чтобы ни один проситель не ушел обделенным. Но прославился Филипп фон Феррари не благотворительностью, а уникальной коллекцией почтовых марок в полтора миллиона экземпляров. Послевоенная Европа чуть было не пустила филателистическое сокровище с молотка, а Павел Михайлович Третьяков, в руках которого оказалась часть оной, передал ее государству...
На фотографии: Филипп фон Феррари
Покрывалом таинственности окутано даже рождение герцога Галльерского, или Галльери (Herzog von Gallièri in Genua), который, впрочем, всегда представлялся своим псевдонимом барон Феррари или Филипп фон Феррари („Philipp von Ferrary"). Официальные источники указывали год его рождения 1848 или 1849, другие писали, что он родился в 1854 году, а в поминальном списке церковного прихода на месте его погребения указано 1 мая 1868 года.
На самом деле родился он 11 января 1850 года в Париже, в семье Раффаэле де Феррари (Raffaele de Ferrari), герцога Галльера, князя Луцедио. Матерью будущего филателиста была супруга аристократа - прекрасная и остроумная Мария Бриньоле Зале (Maria Brignole Sale). Подозревают также, что герцог не был его настоящим отцом. Исследователи полагают, что Филипп скорее всего родился от любовной связи его матери с австрийским лейтенантом, гугенотом по вероисповеданию Эмануэлем Ларенотье, полк которого во время кампании 1848/49 годов был расквартирован в одном из ломбардских поместий герцога. Это подтверждает тот факт, что в 1886 г. Эмануэль Ларенотье усыновил великовозрастного Филиппа. А также, что в своем завещании от 30 января 1915 Филипп Феррари написал такое посвящение: „Моему любимому немецкому Отечеству, которому моя более близкая австрийская Родина - некогда наставница, а теперь - тесно связанная с ним благородная составная часть".
Члены семейства Феррари были известны в Генуе со времен позднего средневековья как предприниматели и финансисты, скопившие огромное состояние. Раффаэле, железнодорожный король, считался в свое время самым богатым мужчиной Европы. С ранних лет мать привила Филиппу страсть к собиранию почтовых марок, а огромное состояние отца позволяло ребенку приобретать уникальные экземпляры. Во всяком случае, уже с 1864 года подросток известен в кругах филателистов как страстный коллекционер, который тратит на свое увлечение баснословные суммы.
До 1915 года Филипп Феррари преимущественно проживал в Париже, в бывшем доме Талейрана, во дворце Матиньон. Сегодня в нем располагается резиденция французского премьер-министра. Он слыл нелюдимым холостяком, который все свое время посвящает коллекциям прикладного искусства, монет и, прежде всего, почтовых марок. В двух залах, специально отведенных под собрание коллекций, друзей и знакомых филателиста принимали двое личных секретарей. Один из них - Пьер Маэ (Pierre Mahé), впоследствии автор первого каталога почтовых марок, был куратором частного музея.
На портрете: новорожденный Филипп с матерью
Еженедельно денежный фонд, предназначенный для закупки почтовых марок, пополнялся на 50 тысяч золотых франков. В биографиях „короля почтовых марок" рассказывается о двух столешницах, постоянно находящихся во дворце, одна из которых была уставлена блюдами с яствами, а вторая - покрыта золотыми монетами, чтобы ни один голодный или неимущий проситель не ушел без подарка. Филипп Феррари, по свидетельствам биографов, как только мог стремился облегчить участь несчастных при одом лишь условии: его помощь должна была оставаться анонимной. Как и его родители, Филипп был великодушным меценатом и покровителем искусств. И все-таки короновала эту во всех смыслах щедрую жизнь именно уникальная и самая богатая в мире коллекция почтовых марок.
Филипп Феррари первым превратил филателию в науку. Кроме того, он поставил перед собой довольно амбициозную цель: создать неповторимое, непревзойденное и полное собрание этих маленьких документов истории культуры человечества. В немецком энциклопедическом словаре Meyers'a за 1907 год встречаем упоминание о коллекции Феррари, заканчивающееся такими словами о количестве - „должна содержать 1 ½ миллиона марок."
В коллекции Филиппа Феррари были все всемирно известные оригиналы почтовых марок. Самая дорогая почтовая марка в мире - British Guiana One Cent Black on Magenta, «Британская Розовая Гвиана», выпущенная в 1856 году ограниченным тиражом и сохранившаяся в единственном экземпляре, за что и получила среди коллекционеров титул «Принцесса филателии». Three Skilling Yellow - первая марка, выпущенная правительством Швеции в 1855 году, и ставшая редкостью благодаря типографской ошибке. На эту редчайшую марку вместо зеленого цвета нанесен желтый. Среди тысячи экземпляров самых дорогих и редчайших марок в мире, как позже установили, есть несколько подделок, выполненных на высочайшем техническом уровне, и предназначавшихся специально для продажи в коллекцию Феррари. Эти раритеты для Феррари теперь называют «ферарритетами».
Свою коллекция Феррари передал в дар Берлинскому имперскому музею почты, который владел второй по величине публичной коллекцией почтовых марок в мире после Британского музея. Старейший почтовый музей называется сегодня «Музеем коммуникации Берлина". Так слились воедино неповторимые артефакты истории транспорта и истории почты.
С весны 1915 года Феррари жил в Вене и в австрийском Штайнбахе, где у него была вилла. Французское правительство всячески препятствовало его возвращению в Париж. Феррари выехал в Швейцарию, где в мае 1917 г. скончался от болезни почек.
Коллекция почтовых марок Феррари была конфискована французскими властями в здании посольства Австро-Венгрии в Париже, что являлось явным нарушением международного и частного права. Из-за халатности, дилетантства и откровенного грабежа многие уникальные экземпляры оказались утерянными. В период с 1921 по 1926 гг. состоялось 14 аукционов, на которых Франция распродавала филателистическую коллекцию Филиппа Феррари. Французы посчитали, что вырученные деньги пойдут им в счет компенсации от поверженной Германии. Они смогли получить от торгов примерно 30 млн. франков (около 6 млн. золотых марок).
Культурное варварство, совершенное якобы цивилизованным европейским государством, сравнимо разве что с пожаром Александрийской библиотеки и сожжением одного из чудес Античности - храма Артемиды в Эфесе. Однако эти оба случая могут найти хоть какое-то оправдание: стихийное бедствие (форс-мажорные обстоятельства) и неадекватное поведение психически нездорового человека, решившего прославиться.
Читайте также: Голова профессора Доуэля рассорила издателей-акул
К сожалению Германия, которую Филипп Феррари искренне любил, тоже не воздала должное своему сыну. Павел Михайлович Третьяков передал свою знаменитую коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почетного гражданина Москвы. После революции галерея продолжала называться Третьяковской, несмотря на негативное отношение советской власти к бизнесменам, к которым принадлежали Третьяковы. Именем Феррари не названы ни галереи, ни музеи, и даже популярная нынче команда итальянских автогонщиков Скудерия Феррари названа в честь итальянского однофамильца Филиппа.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.