В Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова состоялся мастер-класс известных и успешных художников, работающий в области актуального искусства, из группы "АЕС+Ф". За последние лет пятнадцать у них состоялось никак не меньше 60 персональных выставок по всему миру, от Москвы и Питера до Венесуэлы и Новой Зеландии. Помимо европейских показов в Австрии, Бельгии, Германии, Испании и Франции, они возят свои работы в Австралию и США.
Вообще группа существует с 1987 года. Название, изначально звучяавшее как "АСЕ", было образовано по инициалам ее постоянных участников: Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского, с 1995 года к группе присоединился фотограф Владимир Фридкес, и название увеличилось на одну букву: "АЕС+Ф". Татьяны и Владимира в Строгановке не было, но присутствующим, студентам и преподавателям из этого ВУЗа (и, надо полагать, из соседних) — вполне хватило половины состава. Тем более что рассказ о творчестве группы был богато иллюстрирован фотографиями и видео.
Читайте также: Жанр: книга, чтобы ни о чем не думать
Хотя этот коллектив художников существует уже почти четверть века, широкая известность пришла к нему сравнительно недавно. В 2007 году "АЕС+Ф" представляла Россию на 53-й Венецианской Биеннале в рамках параллельной программа Unconditional Love. В том же году крупную ретроспективу работ группы представили Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и Московский музей современного искусства.
Затем большая выставка группы "Зеленый рай" была показана сначала в Passage de Retz в Париж под названием "Le vert paradis" и она же под названием "Il paradiso verde" в музее MACRO в Риме. В 2009 состоялся вернисаж новой работы AES+F — видеоинсталляции "Пир Трималхиона" или The Feast of Trimalchio снова в Венеции. В том же году состоялась премьера нового скульптурного проекта "Парад Ангелов-Демонов" в рамках фестиваля Lille3000 во французском городе Лилле.
Именно с этого проекта, одного из десяти, начали свой рассказ и показ художники. Вообще со времен Энди Уорхолла (а особенно — после Дэмьена Херста с его акулой в формалине), под актуальным искусством понимается некая бессмысленная чепуха. То, что может сделать не просто любой художник, но и вообще любой человек, ни рисовать, ни лепить не умеющий.
К группе "АЕС+Ф" это точно не относится. Они выпускники МАРХИ и Полиграфического института. Люди образованные, эрудированные, как минимум. Их работы любой и всякий — точно не сделает. Это дорого и трудоемко. Первое что приходит в голову, когда смотришь на их произведения: "Вот это да!", "Ничего себе!" (Как вариант: "Вау!"). Их называют приверженцами "большого стиля" в искусстве. В России это умеют, достаточно вспомнить Эрнеста Неизвестного и Зураба Церетели.
Первая работа в монументальном искусстве, которая была реализована — ангелы-демоны, гигантские младенцы до семи метров высотой. Идея была такова: использовать традиционные европейские признаки ангелизма и демонизма: хвосты, рога, крылья. В европейском городе зрителям было интересно увидеть этих словно бы слезших с крыши собора существ. Это почти буквальная иллюстрация Апокалипсиса, Откровения Иоана Богослова. Но там предрекался парад Ангелов и Демонов, художники же решили "скрестить" их в одном существе. На фестивале современного искусства в городе Лиле была тема "Европа+". Поэтому лица у всех супермладенцев либо африканские, либо азиатские. Важно, что не европейские. Такая биомутация, связанная с распространенным представлением о будущем.
Участники "АСЕ+Ф" открывают технику мастерства: сначала строится 3-D модель в компьютере, потом по чертежам она изготовляется в натуральную величину на заводе или даже на нескольких, вытачивается на огромном станке и обтягивается специальным пластиком.
Кроме монументальной скульптуры художники делают миниатюрные композиции. Фарфоровые статуэтки привычного размера — то, что можно поставить на комод или пианино и то, что до недавнего времени было принято называть пошлостью, китчем. Но это переосмысленный китч, ставший насмешкой над самим собой и зрителями… Исполненные юмора и эротизма фигурки обыгрывают тему межнациональных отношений — и все подходят под девиз: ребята и девчата, давайте жить… дружно. Эти небольшие произведения вполне по силам приобрести не только продвинутым галереям, но и всем желающим.
Темрй межнациональных отношений и угасания Европы художники интересуются давно. Их самый первый "Исламский проект" начался еще в 1996-м. Из него, как побеги из ветки, стали появляться другие. Наиболее заметным стал проект "Лесной царь", продолжавшийся с 2001 по 2004 год. Есть старая легенда о лесном или морском царе, которому в глубокой древности отдавали в жертву самых красивых детей. Вспомнив ее, художники "АСЕ+Ф" сняли на фото и видео детей-моделей из разных стран. Русские, африканские и американские дети, подростки, молодые люди и юные девушки. Смотришь на них, слоняющихся по подиуму или по улице, одетых в неотличимые наряды — и волей-неволей задумываешься: что их ждет, какими они вырастут?
Дети, насилие, близость конца — это, пожалуй, самые узнаваемые темы группы. В остальном художники не торопятся устанавливать себе никаких ограничений: любые размеры, материалы, жанры… Судя по произвденеиям "АСЕ+Ф", художники вовсе не считают, что актуальное искусство должно быть заумным. Наоборот, пусть оно будет понятным: иначе актуальность потеряется.
Московская премьера проекта "Пир Трималхиона", состоящая из видеоинсталляции и серии из 18 картин прошла в Центре современной культуры "Гараж" летом прошлого года. Так же это был один из основных проектов 17-й Сиднейской Биеннале — 2010.
На вопрос Правды. Ru: не собираются ли художники после мультипликационной, компьютерной видеоинсталляции снять полноценный фильм, Лев Евзович ответил: такая идея была, и даже был написан сценарий, зарегистрированной в Голливуде. Но для реализации пока нет денег. Впрочем, арт-группа надеется на лучшее.
Тема денег была затронута на мастер-классе отдельно: ведь здесь общались профессионалы с профессионалами. Художники откровенно признались, что большую часть своей творческой жизни прожили в нищете и безвестности. Долго искали спонсоров, но в какой-то момент поняли, что на гранты не проживешь. И стали зарабатывать (искусством, поскольку это их мастерство и профессия — но не актуальным, а, к примеру, иллюстрированием книг), деньги же вкладывали в свои проекты. Наконец, наступил момент, когда искусство стало коммерчески выгодным. После того, как к нему начали относиться как к бизнесу: первоначальное накопление капитала и затем правильные инвестиции.
Читайте также: Русский Букер: величие по косвенным признакам
Такова жизнь, это не конец света и даже не конец искусства, хотя быть может некоторым так покажется. Хочется пожелать, как можно дольше разрабатывать тему конца света. Хотя конечно невольно возникают грустные мысли, вот например первая фигура, которая является на апокалиптическом параде — Дева на звере. Огромная азиатская девочка в памперсе верхом на динозавре, напоминающем китайского дракона. Восточная игрушка, покрытая черным лаком на красном подиуме, современный китчевый сувенир, увеличенный размером до трех метров… Его установили в Петербурге, напротив памятника Александру Третьему работы Паоло Трубецкого. Новый Медный всадник, точнее — всадница. Девочка на звере — не та ли, появление которой предрекал Иоанн Богослов?
Власти города относятся к этому монументу настороженно. Говорят, когда в Мраморный дворец приезжает градоначальница Валентина Матвиенко, скульптуру специально перед закрывают строительными лесами…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.