Легендарный композитор Эннио Морриконе выступает в Московском "Крокус Сити Холле" с концертом "Музыка из фильмов". Сегодня, 8 марта, прозвучат все самые знаменитые композиции, написанные Морриконе для кино, и, кроме того, специальные концертные номера для России. В частности, будет музыка из фильма Владимира Хотиненко "72 метра", специально для которого Эннио написал саундтрек.
По словам режиссера, Эннио очень взволновала трагедия с подводной лодкой «Курск»: он чувствовал себя так, словно сам потерял близких. И хотя в фильме «72 метра» рассказывалось о другой подводной лодке, тогда, в 2003 году, мир все еще переживал случившееся в Баренцевом море. С таким настроением Морриконе и работал. Потом он выпустил в Италии диск с музыкой из фильма «72 метра» и посвятил его морякам погибшего «Курска».
Эннио принял участие в создании более чем 400 фильмов. Среди них столь многочисленные (и разнообразные) шедевры мирового кино, как "Декамерон» 1971 года, снятый по знаменитой книге Боккаччо Паоло Пазолини, "Профессионал" 1981 года с блистательным Бельмондо, "Однажды в Америке" 1884 года с Де Ниро, "Лолита" 1997 года с Айронсом и многие другие. "Убить Билла" и «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино познакомили с музыкой Морикконе современных молодых зрителей.
В отличие от творений Морикконе, не все фильмы, для которых он писал музыку, заслуживают отдельного упоминания. К тому же, их попросту слишком много: он писал саундтреки в среднем по месяцу на фильм.
Эннио Морриконе бывал в России уже трижды. В 2005 году его приезд совпал с XXVII Московским международным кинофестивалем, на котором Никита Михалков вручил композитору специальный приз «За вклад в мировой кинематограф». В 2008 году состоялись его выступления в Кремлевском дворце, а в 2009 - в новом зале "Барвиха Luxury Village".
Читайте также: Любовь, дискотеки и Морриконе. Не скучайте!
Музыкальный стиль Эннио Морриконе довольно сложно охарактеризовать, он, безусловно, традиционалист. Но в его аранжировках очень много всего: и классика, и джаз, и итальянский фольклор, и что-то наподобие авангарда, и даже рок-н-ролл. Последний - отвечает ему взаимностью, американская группа «Metallica» начиная с конца 80-х годов каждый концерт открывает композицией «The Ecstasy Of Gold» из классического вестерна «Хороший, плохой, злой». Еще Морриконе любит использовать разнообразные инструменты, и женский голос, но не с песней, а в качестве инструмента с оркестром.
Родился Эннио в 1928 году в семье профессионального джазового трубача Марио Морриконе. Когда мальчику исполнилось девять лет, он поступил в консерваторию в Риме, где проучился 11 лет, получивдипломыпо классам трубы, оркестра и композиции.
Когда Эннио исполнилось 16, он занял место второй трубы в ансамбле Альберто Фламини, в котором раньше играл его отец. В составе этого ансамбля Эннио подрабатывал в ночных клубах и отелях Рима. Потом устроился в театр, где проработал сначала музыкантом, а потом три года композитором. В 1950 году он начал аранжировать песни популярных композиторов для радио, затем для телешоу.
Писать музыку к фильмам Морриконе стал лишь в 1961 году, когда ему было уже за 30. Он начал со так называемых спагетти-вестернов - жанра, с которым теперь прочно ассоциируется его имя. Известность пришла к нему после работы над фильмами его бывшего однокашника, режиссера Серджио Леоне, с которым они, как потом оказалось, учились в одной школе, но детьми не были знакомы. Это «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и "Хороший, плохой, злой" с Клинтом Иствудом. Пожалуй, только в этой трилогии, его музыка - необычная, запоминающаяся - словно бы заявляет о себе. В большинстве других фильмах - саундтрека словно бы и нет вовсе, настолько он органичен и ненавязчив.
Творческий союз режиссера и композитора - явление нередкое в кино. Достаточно вспомнить, что Серей Эйзенштейн много работал с Сергеем Прокофьевым, у Альфреда Хичкока был любимый композитор Бернард Херрманн, ну и конечно Федерико Феллини с Дино Рота. Но дуэт Леоне - Морриконе, пожалуй, наиболее известен.
Позднее музыку Морриконе для своих фильмов заказывали Бернардо Бертолуччи и Дарио Ардженто. Вообще режиссеров, с которыми работал Морриконе трудно перечислить, их множество: Франко Дзеффирелли, Брайан Де Пальма, Оливер Стоун, Педро Альмодовар, Роман Полански, и даже режиссер ужастиков Джон Карпентер, который сам сочинял для своих фильмов... ну, что-то вроде музыки.
Как композитор Морикконе был номинирован на «Оскар» пять раз, но получил статуэтку лишь в 2007, в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф». Но в 1987 году за музыку к фильму «Неприкасаемые» был удостоен премий «Золотой глобус» и «Грэмми». Дважды музыкант снимался в картинах, для которых писал саундтреки, а в 1995 году про него самого был снят документальный фильм.
Морикконе живет в старом доме, где его квартира занимает целый этаж. Сочиняет тут же, в студии. Но если большинство современных композиторов часто наигрывают удачную музыкальную фразу и тут же записывают, то Морриконе сочиняет композицию целиком, в голове, потом перекладывает на ноты...
В этот раз маэстро выступит российскими коллективами: Большим симфоническим оркестром "Глобалис" и хором Академического училища при Московской консерватории имени Чайковского.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.