Давно установлен, что называется, медицинский факт: музыка сильно влияет на психоэмоциональное состояние человека… Триста лет назад Петр I подписал Указ N 2319 — о создании Военно-оркестровой службы в молодой тогда регулярной Российской армии. С тех пор военные музыканты, поднимая боевой дух войск, прошли "огни и воды".
Накануне в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга прошел торжественный концерт "300 лет фанфарам Петра", посвященный как раз 300-летию создания Военно-оркестровой службы Вооруженных сил России. Главный военный дирижер Российской армии Валерий Халилов, стоя за пультом, словно погружал аудиторию в разные годы и столетия — сводный военный оркестр исполнял военные песни и марши разных веков, симфонические произведения Михаила Глинки, Александра Бородина, Александра Скрябина. Музыка действительно помогает преодолевать пространство и время, это люди знали всегда…
Использование музыкальных инструментов (духовых и ударных) на войне было известно уже древним народам. На употребление инструментов в русских войсках указывают уже летописи XIV века: "...И начаша мнози гласы ратных труб трубити, и варганы тепут (звучат), и стязи ревут неволчены".
Как гласят исторические первоисточники, у некоторых князей при тридцати знаменах (то есть полках) имелось 140 труб и бубен. К боевым старым русским инструментам принадлежат и литавры, применявшиеся при царе Алексее Михайловиче в рейтарских конных полках, и накры, известные в настоящее время под названием бубен. В старину же бубнами назывались небольшие медные чаши, обтянутые сверху кожей, по которым ударяли палками. Их привязывали на лошадь перед всадником, возле седла. Иногда бубны доходили до чрезвычайных размеров; их везли несколько лошадей, по ним ударяли восемь человек. Эти же бубны были известны нашим предкам под названием тимпанов.
В XIV веке уже известны набаты, то есть барабаны. Применялась в старину тоже и сурна, или сурьма. На Западе устройство более или менее организованных военных оркестров относится к XVII столетию. При Людовике XIV, например, оркестр состоял из дудок, гобоев, фаготов, труб, литавр, барабанов. В XVIII веке в военный оркестр вводится кларнет и военная музыка получает мелодическое значение.
До начала XIX столетия военные оркестры заключали в себе, кроме вышеупомянутых инструментов, валторны, серпенты, тромбоны и турецкую музыку, то есть большой барабан, тарелки, треугольник. Изобретение пистонов для медных инструментов (1816) имело большое влияние на развитие военного оркестра: явились трубы, корнеты, бюгельгорны, офиклеиды с пистонами, тубы, саксофоны. Следует упомянуть еще об оркестре, состоящем только из медных инструментов (фанфары). Таким оркестром пользуются в кавалерийских полках. Новая организация военных оркестров с Запада перешла и в Россию.
Петр Великий, создавая регулярную армию, был сильно
Читайте также: Оркестр королевы сыграет рок в Москве
ОфициальноВоенно-оркестровая служба в Российской армии была создана в феврале 1711 года по указу Петра I. Император приказал каждому полку иметь оркестр в составе одного иностранного и восьми русских гобоистов. Помимо оркестра в каждом пехотном полку было приказано иметь по шестнадцать барабанщиков для выполнения сигналов. Таким образом, к началу XVIII века военная музыка в России, уже имея древние традиции, только начинает вступать на путь развития по европейскому образцу. История создания военных оркестров в России — это, собственно, история самой армии и флота. Не было мало-мальски известного события в истории русского воинства, которое обходилось бы без них. Победы и поражения, парады и траурные церемонии — все это проходило под медь и барабаны…
Сейчас в Вооруженных силах России около 250 оркестров. Самые маленькие — в звене полков и соединений оркестры военно-учебных заведений. Потом идут оркестры штабов военных округов, флотов и образцовые оркестры. Это Центральный военный оркестр Министерства обороны, концертный Образцовый оркестр Военно-морского флота имени Римского-Корсакова и Образцовый оркестр почетного караула, который привлекается к встречам и проводам глав государств и правительств.
Невозможно представить себе без военных оркестров День Победы, парады на Красной площади… В чем же секрет "боевой мощи" военных оркестров? Почему, заслышав звуки маршей, большинство мужчин "боеспособного" возраста подбирают живот и готовы шагать строем? Своим мнением с "Правдой.Ру" делится психолог, кандидат медицинских наук Игорь Янушев:
"Нет тут никакого секрета! О влиянии на людей ритмов и мелодичных звуков знают с глубочайшей древности. Могу напомнить хотя бы про те же шаманские пляски под бубен — механизм их влияния на определенные доли мозга схож с влиянием на человека ритмичной современной музыки.
Гармонические и ритмические музыкальные ряды как бы входят в резонанс с биоэнергетическими возможностями человеческого организма, нацеленного на выполнение той или иной задачи — и сил у человека прибавляется. Подмечено, что под звуки барабана военное подразделение в пешем марше может пройти расстояние почти в полтора раза большее, чем
Полководцы, пользуясь сделанными за тысячелетнюю историю человечества наблюдениями, не зря уделяли пристальное внимание постановке, выражаясь армейским языком, военно-оркестровой работы в войсках. Например, Петр I, воюя под Полтавой, в донесении князю-кесарю Ромодановскому в Москву докладывал об успехах войны со шведами и перечислял трофеи: сначала — сколько захвачено знамен, после этого указывал, что захвачен комплект духовых инструментов, и только затем перечислял вооружение и количество пленных генералов и офицеров. Император Николай II с большим удовольствием сам играл на тубе в составе своего придворного оркестра… В общем, примеров множество. И можно сказать с уверенностью: несмотря на развитие техники, "живые" военные оркестры будут существовать столько, сколько будут существовать вооруженные силы. Без медных труб полк не пройдет "огней и вод"!"
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.