Музеи бывают такими же разными, как и люди. Раз есть на свете злые люди, значит, появятся и музеи зла. Человек пытал и заковывал в железо и себе подобных, и братьев наших меньших, причем делал это с немалой изобретательностью, даже со вкусом. Наш сегодняшний рассказ - о многочисленных музеях пыток и об одном уникальном музее собачьих ошейников. Читайте также: Ложь и подделки? Музейная ценность!
При посещении Музея инструментов средневековых пыток по-настоящему бросает в дрожь. Здесь представлены более 60 приспособлений для пыток, которые использовались в практике средневековых гражданских судов и религиозных судов Святой инквизиции. Находится музей в живописном готическом замке Локет, расположенном в 15 километрах от чешских Карловых Вар. Первое упоминание о замке относится к 1234 году, а его подземелья некогда служили тюрьмой.
В отличие от подвалов замка Локет, в Пражском музее пыток, расположенном на Кржижовницкой площади неподалеку от Карлова моста, посетители не увидят воссозданных с помощью восковых фигур сцен экзекуции. В экспозиции этого музея пыток представлены копии и оригиналы орудий, с помощью которых добивались признания у еретиков, колдунов и ведьм, а также карали неверных жен, женщин, родивших вне брака и гомосексуалистов… К каждому экспонату крепится табличка, на которой описывается область применения механизма.
Один из самых знаменитых экспонатов Пражского музея пыток — инструмент под названием "нюрнбергская дева". Это орудие предназначалось не столько для самих пыток, сколько для приведения в исполнение смертной казни. В обитый железом шкаф со множеством шипов изнутри помещали осужденного. При закрытии дверцы острые шипы вонзались в тело жертвы, пронзая внутренности. Понятно, что несчастный умирал постепенно в страшных мучениях, иные ожидали спасительной смерти в течение нескольких дней. Причем шкаф до этих пор не открывали — томительное ожидание проходило в чреве "девы".
Одной из "легких" считалась такая применявшаяся инквизиторами пытка. Узника укладывали на пол, связывая или удерживая силой в таком положении. Затем к пятке правой ноги веревкой туго закрепляли две железные плашки, по форме похожие на игральные кости, но с выемкой на одной из граней. По мере того, как палачи закручивали винт, плашки сближались, врезаясь в плоть и дробя кости.
Распространенным был еще один способ пыток, применявшихся инквизицией, — дыба, во многих европейских странах получившая название "деревянной лошадки". Ее конструкция в разных странах несколько отличалась деталями, но общий принцип был один и тот же. Дыба представляла собой прочную деревянную раму, поперек которой укреплены брусья. Это придавало ей сходство с приставной лестницей. Обреченного укладывали на эту раму, связывали запястья и лодыжки веревками, свободные концы которых закреплялись на двух подвижных валах по разные стороны дыбы. Эти валы приводились во вращение в противоположные стороны двумя рычагами. В результате растяжения конечности жертвы выходили из суставов.
Какой бы ужасной не казалась эта пытка, находились такие, кто выдерживал и ее. Что ж, этих "счастливчиков" ожидало следующее испытание — пытка водой (другое название — tormento de toca). Растянутую на дыбе жертву заставляли глотать воду, которая медленно сочилась на засунутый в рот лоскут полоски тонкой ткани. Под тяжестью воды пропитанный ею лоскут опускался в горло, вызывая ощущения, что человек тонет. Были и другие варианты… Мозг палачей изощрен на подобные забавы.
Читайте также: "Фабрика грез" уступила "фабрикам смерти"?
Покинув Чехию с ее средневековыми инструментами, мы можем оказаться в лапах гестапо. Фигурально выражаясь, конечно. В небольшом, уютном с виду домике в Кристиансаде в годы Второй мировой войны располагалось самое страшное место на всем юге Норвегии. "Skrekkens hus", или "Дом ужаса", с января 1942 года располагался в здании бывшего городского архива. Гитлеровцы разместили тут штаб-квартиру гестапо. Здесь были оборудованы пыточные камеры, отсюда люди отправлялись в концлагеря и на расстрел.
В оставленной без изменений планировке подвальных коридоров заменили только фонари и двери. В главном коридоре устроена основная экспозиция с архивными материалами, фотографиями, плакатами. В отдельной витрине вещи, сделанные руками русских военнопленных в норвежских концлагерях. Эти поделки заключенные обменивали на еду у местных жителей. Кроме исторических раритетов здесь представлены сцены пыток и содержания заключенных, которые демонстрируют мастерски сделанные восковые фигурки.
Но зачем нам ехать в Чехию или Норвегию, если самый большой Музей истории телесных наказаний находится в Москве. Среди экспонатов кнуты, плети, дыбы, приспособления для подвешивания за ребро, словом, нигде не найти в Европе больше, чем здесь. Кроме того, тут можно узнать о пытках и казнях применявшихся как на Руси, так и в Европе. Собрал коллекцию Валерий Переверзев, которого даже прозвали "человек в кандалах". В течение нескольких лет он изучал историю телесных наказаний.
Это далеко не полный перечень музеев всевозможных истязаний… Не станем завершать рассказ на столь мрачной ноте - расскажем об уникальном музее ошейников, которыеникакого отношения к пыткам не имеют.
Уникальная историческая коллекция собачьих ошейников собрана в единственном в мире музее, находящемся в английском замке Лидс (Leeds Castle). История этого замка в графстве Кент начинается с постройки в 857 году на этом месте королевского двора, который назывался Esledes. В 1278 году, при Эдуарде Длинноногом (прозванного также "шотландским молотом" — Hammer of the Scots), он был существенно перестроен для его первой жены Элеоноры Прованской. В 1926 г. замок Лидс приобрела леди Олив Бэйли, которая, прибегнув к помощи лучших дизайнеров по интерьеру, полностью преобразовала внутреннее убранство замка.
Коллекция собачьих ошейников была собрана средневековыми ирландскими коллекционерами Джоном Хартом и его женой Гертрудой. В 1979 г. последняя владелица этой коллекции, госпожа Бэйли, большая любительница собак, передала ее в дар музею. Более 100 оригинальных предметов показывают историю ошейников от средневековья до викторианской эпохи. В самом замке всегда присутствовало большое количество свор собак, как для охраны, так и для охоты, в том числе и парфорсной.
Каких только ошейников не перевидали шеи четвероногих питомцев за пятьсот лет! Одни снабжены шипами для защиты шеи охотничьих гончих от волков, кабанов или медведей. Другие, напротив, украшены легкомысленными романтическими узорами в стиле барокко или рококо. Материал тоже разнообразен: и железо, и бронза, и кожа и даже причудливые бархатные ошейники. Когда в моду вошли серебряные ошейники с гравировкой, то их старались заказывать у лучших граверов. Конечно, как и в старину, большинство псов щеголяли в простых кожаных и медных ошейниках, которые в Англии позапрошлого столетия стоили от 2 до 15 пенсов.
Как уже упоминалось, аналогов этому музею нет, зато в России есть "Музей собаки". К сожалению, похвастаться богатством коллекции он пока не может, поскольку размещается в обычной квартире писательницы Ларисы Збышевской в Санкт-Петербурге. Сердобольная женщина — автор нескольких книг о бездомных собаках. На настоящий момент в музее имеется лишь пятьдесят собачьих портретов. И никаких символов угнетения, как поводок или ошейник.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.