18 февраля 1564 года в Риме скончался величайший титан эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти. "Его искусство учило многому. Оно учило, как из элементов реальности создается художественный образ общечеловеческой значимости. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Оно учило совершенному мастерству, достигнутому в результате упорной, целеустремленной работы", — писал крупнейший советский знаток эпохи Возрождения профессор Виктор Никитич Лазарев.
Он родился в шестой день марта, в воскресенье, в восьмом часу ночи. "Без особых причин… дали ему имя Микеланджело, предвидя в нем явление небесное… сверхчеловеческое… чем предвещалось, что деяниями его рук будут созданы творения чудесные и достойные изумления", — писал историограф итальянского Возрождения Джорджо Вазари.
В детстве маленький Микеланджело часто был бит отцом, который считал стыдом иметь у себя дома художника. И все же маленький школяр настоял на своем, и родителям пришлось отдать его на обучение к тогдашнему мэтру живописи Доменико Гирландайо.
Его первые художественные опыты связаны с Флоренцией, о чем не преминули упомянуть два великих француза — Стендаль и Ромен Роллан. Эти писатели считали, что именно Флоренция времен Лоренцо Медичи Великолепного открыла в Микеланджело великий дар гения, способного возрождать дух прекрасного в камне. Именно во Флоренции Микеланджело создает своего "Давида".
"…Мягкость совсем исчезает в колоссальном "Давиде"; отныне художник становится грозным Микеланджело", — отмечает Стендаль.
Роллан считает, что "Давид" - это "бурная сила в миг покоя. Ему тесно в стенах музея. Ему нужен простор, вольный воздух, нужна яркая освещенная площадь…".
После Давида мастер приступает к проектированию гробницы Медичи в храме Сан-Лоренцо, но эта его работа прервана мятежами против папы и императора. Микеланджело возвращается в Рим.
Здесь по воле папы Юлия II он приступает к живописной росписи свода Сикстинской капеллы Ватиканского дворца. Несмотря на масштабы этой работы, он отказывается от посторонней помощи и один создает за 4 года грандиозный фресковый ансамбль, включающий 300 персонажей. В основе его сюжета — сцены из библейской жизни "Творение", "Создание Адама и Евы" и "Потоп".
"…Не повидав Сикстинской капеллы, - пишет Гёте, - трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек. Нам приходится слышать и читать о многих великих людях, но здесь все это совершенно живет над головой, перед глазами".
Его одиночество, его самоизоляция от современников, которые считали его сверхчеловеком, поражала многих его коллег по цеху. Он был "одинок, как палач", — так говорил о нем Рафаэль.
Жизнь Микеланджело была постоянным преодолением самого себя: на пределе своих возможностей скульптор становится гениальным живописцем, а от живописца требуют архитектурного шедевра, каким должен стать купол собора Святого Петра в Риме.
Читайте также: Кому искусство, а кому - орудие мести
Назначенный в 1551 году главным архитектором собора Святого Петра, он последовательно разрабатывает четыре проекта его купола, а также создает проект верхнего этажа Палаццо Фарнезе.
"Ничто так не величаво, как огромное здание с куполом, где у зрителя всегда есть над головой доказательство невероятной творческой мощи", — восхищался Стендаль.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца.
Глубокий старик, он пережил на 45 лет своего старшего современника Леонардо и на 44 года - младшего собрата Рафаэля. Один за другим умирали его близкие, друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Наступили новые времена, к власти пришли новые люди, по своему образу мышления глубоко враждебные светской культуре Возрождения…
Как отмечал профессор Лазарев, "в годы самой черной политической реакции Микеланджело оставался "совестью Италии", и никогда эти гражданские чувства в нем не угасали".
"В год его (Микеланджело) смерти… в далекой Англии родились два поэта: Кристофер Марло и Вильям Шекспир... Марло словно стал наследником микеланджеловской terribilita и в своих титанических фигурах, дышавших страстью и заряженных духом борьбы, продолжал его проповедь гуманизма. А Шекспир… вместил идеологию гуманизма столь же народного, как Микеланджело, в такую галерею образов, которая не имеет равных в литературе, с которой может сравниться только галерея образов в сикстинских фресках да в статуях памятника папе Юлию и Медичейской капелле", — заметил как-то биограф Микеланджело профессор Дживелегов.
Коснулся в своем творчестве памяти Титана Возрождения еще один английский гений. Лорд Байрон в "Паломничестве Чайльд-Гарольда" так описал последний флорентийский приют итальянского гения.
В обители священной Санта-Кроче
Есть прах: бессмертье в нем воплощено.
И все святое им освящено,
Хотя он сам — частица славы бренной…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.