15 февраля в Музее истории Екатеринбурга состоится встреча-беседа "Портрет куртизанки". Гостям вечера будут представлены эротические фотографии XIX-XXI веков, а также самые рискованные "ню", увиденные глазами фотографов разных эпох, сообщает информационное агентство ЕАН. У организаторов этого мероприятия, похоже, есть свой ответ на вопрос, в чем заключается магия эротической фотографии вообще и портрета куртизанки в частности.
"Гетера, гейша, куртизанка — у нее множество имен и лиц, но во все времена она неизменно интриговала и вдохновляла художников. В японских гравюрах и французских романах, в драматическом театре и на оперной сцене, в кино и фотографии показана ее жизнь на грани добродетели и порока, — говорят организаторы. — Что же привлекало фотографов в этой теме? Ореол запретности, атмосфера мира наслаждений или же социальная составляющая — исследование человеческих судеб, личных драм и проблемы одиночества? У каждого были свои мотивы и свои выразительные средства".
Читайте также: Moments&Comments: познать мир и себя
Вот что по этому поводу замечает немецкий культуролог Эдуард Фукс, три тома "Истории эротического искусства" которого писались с 1908 по 1923 годы: "Стараясь удовлетворить массовый спрос, вызываемый ненасытным эротическим любопытством, и все же внести в него некоторое разнообразие, эротическое искусство прибегало, конечно, к наиболее легкому и простому способу: оно черпало из сокровищницы прошлого и вело оживленную торговлю эротическими произведениями прежних поколений. Именно этому-то и давала самую широкую возможность фотография. Она давала возможность чрезвычайно дешево, быстро и удобно переиздавать все это. В настоящее время (начало ХХ столетия. — Ред.) можно встретить немало фотографических снимков с весьма редких эротических произведений прошлых веков. Фотография воспроизводила смелые карикатуры XVIII века, эротические произведения Роулендсона, Морленда и главным образом Морена и Девериа".
Автору этих умозаключений — коллекционеру, писателю, историку-марксисту, перу которого принадлежит также многотомная "История нравов", кажется, можно верить. Эдуард Фукс большое внимание уделял истории европейской карикатуры: "Женщина в карикатуре" (1905), "Евреи в карикатуре" (1912), "Мировая война в карикатуре" (1916). В советское время книги Фукса не издавались по моральным соображениям, так же как и дореволюционные русские переводы его книг были существенно подвергнуты синодальной цензуре.
Поскольку ниже приведем еще одну обширную цитату из Фукса, вкратце скажем о мировоззрении этого человека и его произведениях. Эдуард Фукс родился 31 января 1870 года. В 1930 году выходит его книга "Великие мастера эротики", а также несколько альбомов, посвященных творчеству художников Оноре Домье, Гаварни и других мастеров эротического искусства. В 1913 году Фукс становится членом правления "Немецкого Союза помощи политическим заключенным и ссыльным России", в котором работал Карл Либкнехт. Летом 1917 года вел переговоры с большевиками в Стокгольме. Обсуждал с Лениным вопрос создания Третьего интернационала. В 1919 году - член-учредитель Коммунистической партии Германии (КПГ), а в июне 1923-го — "Общества друзей новой России". В 1928 году Фукс покидает ряды КПГ и вступает в Коммунистическую партию оппозиции (КПО). С приходом к власти национал-социалистов Фукс эмигрировал во Францию. Скончался 26 января 1940 года в Париже.
По поводу популярности эротического искусства на рубеже XIX-XX веков сошлемся на мнение блестящего знатока и эрудита этого вопроса Эдуарда Фукса.
"Применению фотографии к эротике способствовало далее еще одно обстоятельство: легкость производства и сбыта. Открытая продажа чисто эротических произведений была запрещена еще со времен Реставрации и каралась высоким денежным штрафом и тюремным заключением. Однако при буржуазной монархии обход закона был чрезвычайно прост, организация и функционирование полицейского аппарата были в то романтическое время еще очень несовершенны. Дело существенно изменилось, когда бонапартизм превратил полицию в один из важнейших столпов своего господства и власти. Большие гравюры и литографии легко бросались в глаза; их изготовление было чрезвычайно кропотливо, требовало много машин и рабочих рук, и последние совершенно немыслимо было скрыть от недреманного ока полиции. Фотографии же представляли неоцененные удобства и преимущества в этом отношении. Они могли изготовляться каждым незаметно, без всяких особых приспособлений, быстро и легко", — пишет Фукс в "Иллюстрированной истории эротического искусства".
В СССР фотографии и календарики эротического содержания (невысокого качества) продавали в вагонах поездов дальнего следования и электричках. Как правило, молодые люди (немые или прикидывавшиеся таковыми) клали стопку черно-белых фотографий рядом с пассажирами. Когда человек проявлял интерес и спрашивал сколько, молчуны в ответ показывали указательный палец: мол, один рубль. Снимки представляли собой перефотографированных из западных журналов обнаженных красоток. Реже продавались игральные карты. Среди них были уже не только эротические, но и откровенно порнографические изделия.
В заключение приведем мнение Эдуарда Фукса об эротическом искусстве прежних эпох, в котором "тщетно искать сколько-нибудь глубокого анализа сущности любви, раскрытия ее сокровенных тайн". "В самых редких случаях встречаем мы более или менее глубокую философию любви, но никогда не читаем ее трагизм, то проклятие, которое тяготеет над нею", — считал культуролог Фукс.
В "портрете куртизанки" можно с легкостью обнаружить похоть и вожделение, мастерство художника и красоту женского тела, но также и полное отсутствие того, чего не в состоянии дать продажная женщина, — настоящей любви.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.