В этот день оборвалась жизнь неординарного человека, обладателя разносторонних талантов, непростого характера и драматичной судьбы. Которого мы цитируем почти ежедневно: его знаменитую комедию растащили на афоризмы. 11 февраля 1829 года в Тегеране толпой фанатиков был убит русский писатель, композитор и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов.
Люди, пытающиеся сосчитать афоризмы и цитаты из комедии "Горе от ума", обычно сбиваются после полусотни, а некоторые насчитывают до восьмидесяти… Однако Грибоедов, согласно известной поговорке, был по-настоящему талантлив — талантлив практически во всем. А биография писателя, полиглота, композитора и дипломата в умелых руках могла бы превратиться в захватывающий роман, полный страсти, любви, ярких знакомств и закончившийся страшной и мучительной смертью главного героя.
Читайте также: Пушкина убили слухи заговорщиков
Родившись в семье гвардейского офицера, юный Александр получил довольно разностороннее домашнее образование. Уже с раннего детства он был невероятно прозорлив и всесторонне развит. Тяга к языкам и музыке открыли перед ним двери Московского университетского благородного пансиона, куда он был отправлен в возрасте восьми лет. А спустя три года юному гению удалось поступить в Московский университет на философский факультет.
Учеба давалась Саше легко, и за шесть лет он смог отучиться на словесном, юридическом и физико-математическом факультетах. Его тянуло к знаниям во всех областях. Помимо интенсивной учебы в университете он начал осваивать игру на пианино. Немногие помнят, что на сегодняшний день сохранилось два грибоедовских "Вальса". Эти музыкальные произведения, написанные в характерной для XIX века легкой манере, до сих пор играют на фортепиано ученики музыкальных школ.
В 1812 году в возрасте семнадцати лет Александр Грибоедов окончил университет с отличием. Уже в юном возрасте он виртуозно играл на пианино, владел французским, немецким, английским и итальянским языками и получил звание кандидата словесных наук.
Возможно, если бы не Отечественная война 1812 года, жизнь Грибоедова была бы совсем иной. Когда неприятель вошел в Россию, он записался добровольцем в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение), набиравшийся графом Салтыковым. Однако, пока полк формировали, Наполеон успел покинуть Москву, а затем и Россию. Повоевать юному Грибоедову так и не удалось. Вопреки ожиданиям семьи, Александр не покинул службу и провел три года в иркутском гусарском полку, потом в штабе кавалерийских резервов. Но спустя несколько лет в нем снова пробуждается интерес к книгам и творчеству, и в 1814 он шлет в московский "Вестник Европы" свои первые статьи ("О кавалерийских резервах" и "Описание праздника в честь Кологривова"). Вскоре он увлекается переводами, и вышло в свет его творение под названием "Молодые супруги" (перевод французской комедии Le secret du Ménage).
Выйдя в отставку в начале 1816 года, Грибоедов решил поселиться в Петербурге. Благодаря своему чину и статусу он с легкостью устроился в Коллегию иностранных дел и стал вести светский образ жизни. Культурная столица России раскрыла перед ним новые перспективы, и его жизнь наполнилась впечатлениями. Он сблизился с кружком "младших архаистов" и познакомился с выдающимися людьми — А. С. Пушкиным, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым, которые отчасти помогли ему обрести свой уникальный стиль написания произведений. Так в 1817 году была написана комедия "Студент", а ровно через год произошло событие, изменившее жизнь Грибоедова навсегда.
Благодаря дуэли Шереметева с Завадовским, на которой Александру пришлось присутствовать в качестве секунданта, Грибоедов чуть не лишился своего поста. Чтобы не спровоцировать скандал, он был отправлен в Персию в качестве секретаря посольства, что стало своеобразной ссылкой.
4 марта 1819 года Грибоедов въехал в Тегеран и остался там почти на три года. Очередным витком его карьеры стал его символичный возврат на родину группы русских пленных, несправедливо задержанных персидскими властями. После этого события на полиглота (а за время проживания в Персии Грибоедов также освоил арабский и персидский), обладающего неординарным мышлением и ясным умом, обратил внимание командующий русскими войсками на Кавказе Алексей Петрович Ермолов. Именно он добился назначения Грибоедова секретарем по иностранной части при главнокомандующем на Кавказе, и в феврале 1822-го Грибоедов отправился в Тифлис.
Там Александр продолжил дипломатическую деятельность,принялучастиевзаключениивыгодногодляРоссииТуркманчайскогомирногодоговораизакончилсвоюбессмертнуюкомедию"Гореотума",ноэтонеприбавилоемуоптимизма.УставшийиугнетенныйГрибоедоввтотмоментнедогадывался,чтоэтанедолгая поездка на Кавказ станет счастливейшим временем его жизни.
Дальше все происходило, как в романе: он влюбился в дочь своего друга, которую знал с раннего детства и учил играть на пианино. Нине Чавчавадзе было всего пятнадцать лет. Нельзя сказать, что это не смущало Александра, но внезапно вспыхнувшее, к тому же взаимное, чувство оказалось сильнее.
22 августа 1828 года Александр и Нина торжественно обвенчались в Тифлисском соборе Сиони. В конце лета Грибоедов сильно заболел, и во время венчания его била лихорадка. Надевая обручальное кольцо невесте, он не удержал и уронил его. Это считалось дурным предзнаменованием, хотя в тот момент новобрачным, конечно, не хотелось думать о плохом.
После нескольких "медовых дней" Грибоедов был вынужден вернуться к исполнению своих обязанностей и вернуться с дипломатическим визитом в Персию. Не желая подвергать жену опасности, он оправился в Тегеран один, оставив на тот момент уже беременную Нину в Тавризе.
В столицу Персии Грибоедов въехал в воскресенье пятого дня месяца реджеб, когда солнце находится в созвездии Скорпиона. Это, кстати, также считалось у местных жителей недобрым знаком. Русский посол в очередной раз привлек к себе внимание населения. Дело в том, что за ним уже и так закрепилось довольно категоричное прозвище Сахтир ("жестокое сердце"). Сам Грибоедов был человеком довольно мягким и доброжелательным, но по настоянию руководства держался довольно твердо. Он не угождал, не льстил и, что для персов было особенно обидно, не давал и не брал взяток.
Вдали от родины и молодой супруги Александр изнывал от тоски. Он купил красивую чернильницу, отделанную фарфором, и сделал на ней гравировку: "Пиши мне чаще, мой ангел Ниноби. Весь твой. А. Г. 15 января 1829 года. Тегеран". А через несколько дней случилось страшное. 30 января русское посольство в Персии было разгромлено, Грибоедов и еще более пятидесяти человек были растерзаны неуправляемой массой религиозных фанатиков. Сумасшедшая толпа несколько дней издевалась над трупами погибших. Люди таскали изуродованные тела по улицам города несколько дней, а потом скидывали их в общую яму.
Позже когда русское правительство потребовало вернуть тело своего посла на родину, Грибоедова смогли опознать лишь по руке, простреленной на дуэли пулей Якубовича. Его тело было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида.
Пока все эти события имели место, юная вдова Грибоедова ни о чем не догадывалась и, находясь в Тегеране, не желала покидать чужую страну без мужа. Беременность Нины проходила очень тяжело, и близкие боялись сообщать ей страшную новость. 13 февраля Нина Александровна Чавчавадзе-Грибоедова все же вернулась на родину и там узнала о страшной трагедии.
Читайте также: Княгиня Трубецкая: подвиг любви бескорыстной
От горя и душевных мучений у девушки начались преждевременные роды, и ребенок родился мертвым. Позже Нина писала своим близким в Тавриз: "…Мое бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания. Все же успели окрестить ребенка и дали ему имя Александр, имя его бедного отца…".
Позже на могильной плите Грибоедова были написаны ее слова: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!".
Сама Нина была вынуждена надеть в шестнадцать лет траурное платье. Смириться с произошедшим она так и не сумела, продолжив дальнейшую жизнь монашенкой в миру. На протяжении следующих 28 лет, до самой смерти, она не снимала черного платья и отвергала все ухаживания. Верность Нины погибшему мужу стала легендарной еще при жизни; имя ее было окружено почетом и уважением тифлисцев. В 1857 году она умерла во время разразившейся в городе эпидемии холеры и была погребена рядом с мужем.
Яков Полонский в 1879 году посвятил истории их любви стихотворную поэму, которая заканчивается строками:
…Там, в темном гроте — мавзолей,
И — скромный дар вдовы —
Лампадка светит в полутьме,
Чтоб прочитали вы
Ту надпись и чтоб вам она
Напомнила сама —
Два горя: горе от любви
И горе от ума .
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.