Мы начинаем этот год с потери. 3 февраля на 83-ем году жизни ушла примадонна Московского театра оперетты, певица, актриса Татьяна Ивановна Шмыга. Наибольшую известность ей принесла роль Луизы Жермон в киношлягере "Гусарская баллада", однако сердце самой актрисы было навсегда отдано театру "Московская оперетта", на сцену которого она выходила с 1953 года.
Хотя, казалось бы, Татьяна Шмыга еще пару лет назад была в отличной форме. "Помню, как она на сцене отмечала свой 80-летний юбилей, как она блестяще танцевала и пела. У нее до последнего был молодой, прекрасно звучащий голос", — вспоминает народный артист России Юрий Веденеев, многие годы работавший с Татьяной Ивановной.
"Женщина, победившая время", — такую метафору родил в своей блестящей речи Федор Чеханков. Кому-то сразу пришло на ум "средство Макропулоса". И что-то общее в этом есть. Эмилия Марти пережила золотой век Европы, Татьяна Шмыга — золотой век Театра оперетты.
Оперетту вытесняет мюзикл, но бродвейская традиция как-то не приживается на российской сцене. А истинные герои оперетты уходят. На том юбилейном вечере Татьяны Шмыги выступали герои закатной поры московской оперетты — Герард Васильев, Светлана Варгузова, Юрий Веденеев…Они, как были, так и остались настоящими звездами и к тому же личностями на сцене, в них видна порода. Про кого из нынешних можно сказать что-либо подобное?
Возможно, — другие времена, другие песни, другие мюзиклы: "Зорро", "Монте-Кристо", "Собор Парижской богоматери"… Но часто ли увидишь аншлаг, который приходилось наблюдать в те годы, когда одного имени Шмыги на афише хватало, чтобы заполнить зал.
Ее успех был ошеломляющий, однако мнение, что Шмыге легко досталась слава — ошибочное. Признания певица достигла длительным и усердным трудом. Кроме того, ее неподдельная любовь к зрителю, а также искренность получала заслуженную отдачу.
Читайте также: Мировые шедевры в одном клике от нас
Сочетание изумительного, неповторимого голоса, подобного прозрачному, струящемуся ручейку, неземного обаяния, удивительной пластичности и танцевальности создало творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной, но и драматической актрисы позволял ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Грация, женственность и легкое кокетство сделали ее неподражаемой.
Она родилась прямо в Новый Год — 31 декабря. Произошло это в Москве в 1928 году… Отец Тани Иван Артемьевич работал заместителем директора крупного завода. Мать Зинаида Григорьевна была домохозяйкой. Она всегда была для дочери примером для подражания. "Умница и красавица", как говорила сама Шмыга. Семья была дружная и счастливая. Родители любили театр, слушали Петра Лещенко и Леонида Утесова, танцевали бальные танцы, даже завоевывая призы насоревнованиях.
В 1947 году Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем последовала учеба в ГИТИСе имени А. В.Луначарского. На четвертом курсе произошла беда — пропал голос. Тогда Татьяна думала, что никогда больше не сможет петь, и хотела уйти из института. Однако педагоги заставили ее поверить в свои силы и вновь обрести голос.
В Московском театре оперетты, куда она поступила сразу же после учебы, Шмыгу заметили с первой же роли — Виолетты в "Фиалке Монмартра". Потом были "Поцелуй Чаниты", Глория в спектакле "Цирк зажигает огни". Вскоре Шмыга стала ведущей солисткой театра, а одного ее имени на афише было достаточно для заполнения зала… Были такие великолепные партии, как Адель в "Летучей мыши" и Тоня Чумакова в "Белой акации", Дези в "Бале в Савойе", Лидочка в "Москва-Черемушки", Анжель в "Графе Люксембурге" и Делия в спектакле "Куба — любовь моя".
В ноябре 1969 года Т. И. Шмыге было присвоено почётное звание Народной артистки РСФСР. Эта актриса по праву заслужила не только народное, но и государственное признание. Татьяна Шмыга — единственная в России актриса оперетты, получившая звание "Народная артистка СССР" (1978). Она удостоена Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" III степени.
Татьяна Шмыга оставалась в театре до последнего. Когда ей было уже за 80, она сохраняла блистательную форму и по-прежнему выходила на театральные подмостки. В общей сложности на сцене и в кино она сыграла более 60 ролей. Однажды она заявила в одном интервью: "Нет у меня никакой биографии, родилась, училась, теперь работаю. В ролях вся моя биография".
Московский театр оперетты и Татьяна Шмыга столь же неразрывны, как Театр сатиры и Андрей Миронов, "Современник" и Олег Ефремов, "Таганка" и Владимир Высоцкий. Зачастую зрители шли не в оперетту, не в "Сатиру", "Современник" или "Таганку"… Они шли на Шмыгу, Миронова, Ефремова и Высоцкого.
Театры остаются, а вот легенды этих театров уходят. Кто раньше, кто позже.
Сегодня мы прощаемся еще с одной легендой — Татьяной Шмыгой.
И вспоминаются евтушенковские строки, посвященные Ахматовой:
"Ахматова двувременной была.
О ней и плакать как-то не пристало.
Не верилось, когда она жила,
Не верилось, когда ее не стало".
Не верится, что московская оперетта осталась без своей "примадонны assoluta".
По словам заместителя директора театра Валерия Сазонова, прощание с Татьяной Шмыгой состоится 7 февраля 2011 года в театре "Московская оперетта". Он также добавил, что сейчас решается вопрос о захоронении актрисы на Новодевичьем кладбище.
Читайте самое актуальное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.