Российские цирковые номера составят почти половину программы крупнейшего в мире и самого авторитетного циркового фестиваля, 35-го по счету, который начался вчера, 20 января, в княжестве Монако. Это крошечное государство на берегу Средиземного моря на десять дней станет всемирной столицей циркового искусства.
Мероприятие, как утверждают организаторы, прекрасно себя окупает за счет продажи билетов и прав на трансляцию. Самые дешевые места для взрослых в этом году стоят 25 евро — это билеты на задних рядах. Самые дорогие — билеты по 180 евро на лучшие места гала-концерта. На фестиваль ежегодно съезжается публика, равная по численности коренному населению самого княжества, монегаскам, как они себя называют. Телеканалам и информагентствам, желающим транслировать шоу, также за все приходится платить. Выступления артистов, интервью, большой цирковой парад, праздничная атмосфера — это достояние организаторов, которые взимают за минуту трансляции по-божески, от 500 до 1,5 тысячи евро.
Первым этот праздник провел в 1974 году князь Ренье III, который, как считается, был большим любителем циркового искусства. Он привил эту любовь и своим детям. Принцесса Монако Стефания неизменно председательствует в жюри конкурса, знает многих артистов и лично выбирает номера для фестиваля. Исходя из вышеприведенных цифр, это любовь явно по расчету.
В этом году под шатром, расположенном в квартале Фонвьей, выступят 18 трупп из десяти стран мира: России, Китая, Италии, США, Германии, Франции, Канады, Бразилии, Румынии и Казахстана.
Читайте также: Клоуны всего мира объединяются
Российские артисты не раз завоевывали призы фестиваля в Монако. Так, ансамбль акробатов "Русские забавы" Вячеслава Черниевского был удостоен "Золотого клоуна" в 2000 году, а в 2009-м второй приз фестиваля, "Серебряный клоун", достался канатоходцам под руководством Игоря Чижова. В прошлом году Россию представляли акробаты под управлением Черниевского, которым опять достался приз жюри.
Российские номера в этом году очень сильные, и у них есть все шансы получить первое место и статуэтку "Золотой клоун". На этот раз дирекция пригласила в Монте-Карло восемь номеров из России. На манеже в Монте-Карло выступит эквилибрист с трубой Андрей Романовский, жонглер Павел Ружило, эквилибрист Роман Хаперский и акробаты на першах из цирка Никулина, акробаты под руководством Випхия Хубаева из Московского цирка на проспекте Вернадского, клоуны Антон и Виктор Франке и детский коллектив из Ижевска. Планировалось, что в Монте-Карло поедут акробаты под управлением народного артиста России Виталия Воробьева, которые должны были представить номер на встречных качелях. Но, к сожалению, коллектив не смог принять участие в форуме.
По словам вице-президента фестиваля Урса Пилса, здесь всегда преобладали номера из России и Китая, поскольку и у тех и у других очень высокий уровень. При этом нет никаких правил, ограничивающих число номеров из одной страны. Все зависит от качества номера и доступности труппы. Последнее — очень важно. Каким бы престижным фестиваль ни был, от него придется отказаться, если артисты заключат договор на выступление, скажем, в Лас-Вегасе.
В этом году в Монте-Карло будут очень хорошие номера с хищными животными, а также слонами, лошадьми, верблюдами и даже коровами. Выбрали такие номера, где дрессировщики обеспечили бы не только качество номера, но и хорошие условия содержания животных. В России же, хотя публика очень любит цирковых зверей и спрос на цирковые номера с животными стабилен, условия их содержания не всегда и не у всех хорошие.
Победители фестиваля, как ожидается, станут известны уже в воскресенье, 23 января. Их определит международное жюри, в которое войдут представители Японии, Голландии, Германии, Великобритании, Китая и России.
Вообще, цирковых фестивалей в мире не так уж много. И в то же время каждое выступление цирковых артистов в мало-мальски крупном цирке — это своего рода фестиваль, поскольку артисты приезжают из разных мест, для того чтобы вскоре разъехаться опять. Цирковые фестивали проходят в Москве, в Праге, в Перми. Они всегда были чем-то вроде бирж труда для цирковых артистов.
Сейчас в России планируется создать настоящую цирковую биржу, на которой разные цирки смогут покупать программы. Биржа станет доступной не только государственным циркам, но и частным, которых становится все больше. Вообще, система "советского цирка", которая без особых изменений действует до сих пор, основана на том простом принципе, что курицу, несущую золотые яйца, не режут в суп. Древнейшее искусство, зародившееся тысячи лет назад, - цирк - успешно, не особо меняясь, пережил и советскую власть, и вот теперь его ждут определенные новшества, которые, скорее всего, можно назвать хорошо забытым старым.
Проект реформы циркового бизнеса в России предусматривает развитие самостоятельности региональных цирков. Росгосцирк, как система управления всеми цирками страны и распределения финансирования, останется, но региональные цирки перестанут отчислять всю выручку от программ наверх. Свои доходы они смогут вкладывать в создание новых шоу, которыми можно будет порадовать в том числе и Монте-Карло.
С правами у директоров региональных цирков прибавится и обязанностей. Они будут отвечать за состояние зданий, качество спектаклей и заботиться об удобстве артистов, как людей, так и четвероногих. Надеюсь, все это не останется только благими пожеланиями.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.