Земля Санникова, о которой "Правда.ру" уже писала, превратилась из научного мифа в событие культуры благодаря академику Владимиру Афанасьевичу Обручеву. Выдающийся ученый и путешественник оказался также неплохим писателем. Его роман "Земля Санникова" в Советском Союзе было экранизирован, а в нынешнем столетии по его мотивам создана компьютерная игра.
Земля Санникова, о которой "Правда.ру" уже писала, превратилась из научного мифа в событие культуры благодаря академику Владимиру Афанасьевичу Обручеву. Выдающийся ученый и путешественник оказался также неплохим писателем, из-под пера которого вышли семь научно-фантастических романов. Наиболее популярными из них стали "Плутония" и та самая "Земля Санникова". Кроме того, последнее произведение в Советском Союзе было экранизировано, а в нынешнем столетии по его мотивам создана компьютерная игра. Обручев внес крупный вклад в геологическую науку, именем ученого назван хребет в Туве, пик в горах Алтая, древний вулкан в Забайкалье, ледник в Монгольском Алтае, гора в хребте Хамар-Дабан.
Читайте также: Увидеть Землю Санникова — и умереть!
Будущий исследователь труднодоступных районов Азии родился в 1863 году на берегах Волги. Свое детство Владимир, однако, провел в разных городах Польши, где в чине пехотного офицера служил его отец. С юности мальчик увлекся приключенческими книгами Фенимора Купера, Майн Рида, Жюля Верна и мечтал стать первооткрывателем неведомых земель. После окончания Виленского (ныне Вильнюс) реального училища, Обручев поступил в Горный институт, чтобы после его окончания попасть на службу на Урал, Кавказ или в Сибирь. Как пишет биограф ученого М. И. Ципоруха, в институте на Обручева "особо сильное впечатление произвели лекции по геологии, которые читал профессор И. В. Мушкетов, исследователь Тянь-Шаня, Памира и других районов Средней Азии". В 1886 г. по рекомендации профессора Мушкетова Владимира Обручева определили на строительство Закаспийской железной дороги.
В течение четырех месяцев молодой геолог исследовал часть песчаной пустыни Каракум — от станции Кызыл-Арват до станции Чарджоу на реке Амударье и по течению рек Теджен и Мургаб, а также в промежутке между этими реками до государственной границы Российской империи. В 1888 г. он обследовал пески Каракума и песчаную степь вблизи границы с Афганистаном.
Обручев сумел превратить сугубо практическое научное исследование (проводившееся с целью определить водоносные горизонты местности, на которой строилась железная дорога, чтобы избежать опасности для железнодорожного полотна и разработать меры по борьбе с подвижными песками) в подробное геолого-географическое описание Закаспийского района. Равнинная местность с песчаной почвой, описанная им в Юго-Восточных Каракумах, получила впоследствии в географической литературе название Обручевской степи. За две свои научные работы Обручев был награжден Императорским Русским географическим обществом серебряной и малой золотой медалями.
По рекомендации своего учителя Мушкетова, молодого ученого в 1888 г. назначили на должность геолога, только что учрежденную при Иркутском горном управлении. Так началась многолетняя плодотворная деятельность по геологическому и географическому изучению различных районов Сибири, нашедшую свое отражение в художественной литературе.
Путешествие Владимира Обручева в пустыни и полупустыни Центральной Азии позволило нанести на карту шесть ранее неизвестных обширных хребтов, выяснить рельеф пустыни Гоби и громадных горных хребтов Наньшаня и Восточного Тянь-Шаня. Помимо тяжкой работы, которой в наши дни занимаются исключительно космические спутники, Обручев сформулировал теоретические существенные поправки в принятую в те времена гипотезу о происхождении лесса — плодородного желтозема, состоящего из песчинок с частицами глины и извести.
БольшоезначениедлянаукиимелиегонаходкивМонголииостанковдревнихмлекопитающих(например,зубадревнего носорога, жившего десятки миллионов лет назад) — что свидетельствовало об отсутствии в этом районе древнего моря, как предполагали ученые. Обручевым был собран ценный этнографический материал, связанный с трудом и бытом местного населения.
Летом 1918 года Владимир Афанасьевич поступил на службу в Высший совет народного хозяйства, который направил его в Донбасс для разведки цементных материалов и огнеупорных глин. Из-за начавшейся Гражданской войны он не смог вернуть в Москву и в 1920–1921 гг. читал лекции по геологии в симферопольском Таврическом университете. С 1922 г. Обручев в течение семи лет преподавал геологию в Московской горной академии, где читал студентам курсы "Рудные месторождения" и "Полевая геология". На их основе им были написаны учебники, изданные в двух томах каждый, и обобщающий труд "Геология Сибири", за которую ученый удостоился в 1926 году Ленинской премии.
С разницей в два года выходят в свет научно-фантастические и приключенческие книги Владимира Обручева "Плутония" (1924) и "Земля Санникова" (1926), давно вошедшие в золотой фонд детской и юношеской приключенческой литературы. Поводом к написанию "Земли Санникова" послужила опубликованная в 1912 году на страницах журнала "Вокруг света" книга чешского писателя Карела Глоуха "Заколдованная земля". Правда, занимательный сюжет был построен на негодном научном основании. Оазис, где обитали мамонты и первобытные люди, не мограсполагаться в Гренландии: с точки зрения геологов, гренландские ледники постоянно сползают в океан.
Тут-то Владимир Афанасьевич, наверное, вспомнил про онкилонов… Весной 1901 г. Обручев, будучи в должности начальника Ленской геологической партии, проводил геологическую съемку всего золотоносного бассейна реки Бодайбо. Видимо тогда же он и услышал про легендарное племя, живших в седой древности на Чукотке, а потом нашедших убежище от воинственных чукчей-кочевников на островах Северного Ледовитого океана. Якобы онкилоны — от чукотского слова "анкальыт", что значит "береговой житель" — обрели пристанище на необитаемом острове, согреваемого термальными источниками. Часть современных ученых считает, что онкилоны могли быть древнеэскимосским племенем, которое исчезло до середины XVII века. Во всяком случае, даже если такого народа никогда и не существовало, Обручев построил свое повествование на допущении, что теплый климат острова может существовать благодаря вулканической деятельности.
В 1929 году В. А. Обручев стал действительным членом Академии наук СССР (членом-корреспондентом был уже с 1921 года) и переехал в Ленинград, где возглавил Геологический институт Академии наук. Его директором Обручев был до 1933 года. Совместно с известным специалистом по вечной мерзлоте М. И. Сумгиным он организовал изучение вечной мерзлоты в Советском Союзе.
Читайте также: Криолитологи — покорители вечной мерзлоты
Впоследствии вновь созданному Институту мерзлотоведения было присвоено имя В. А. Обручева. 73-летний академик в 1936 году совершил поездку на Алтай, где осмотрел месторождения ртути и выходы мраморов, которые требовались для строившегося Московского метрополитена. В годы Великой Отечественной войны Обручев активно работал на оборонную промышленость в комиссии по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана. В связи с 80-летием в 1943 году ученого наградили орденом Ленина, а через два года присвоили звание Героя Социалистического Труда. В 1941-м и 1950-м Обручев дважды получал Государственную премию СССР. Скончался выдающийся русский ученый и путешественник на 93-м году жизни.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.