Американцы нашли самый читающий город в США. По итогам исследования Центрального университета штата Коннектикут, первое место в рейтинге заняла столица США - Вашингтон. Крупнейшие же города, такие как Нью-Йорк, Чикаго и Майами, оказались лишь в третьей десятке. Также авторы исследования отметили, что число читающих граждан резко сократилось.
На втором и третьем месте рейтинга — Сиэтл и Миннеаполис, которые стабильно занимают высшие строчки этого исследования. Сиэтл в 2009 году занимал первое место по количеству читающих граждан. Примечательно, что лидерами становятся средние города, а не мегаполисы, вроде Нью-Йорка, Чикаго и Майами.
В то же время автор исследования, ректор университета Джек Миллер, обеспокоен тем, что число читающих граждан сокращается с пугающей скоростью. Люди перестают читать не только книги, но и вообще печатную периодику - газеты и журналы. Вместо этого постепенно увеличивается число посетителей электронных страниц СМИ и издательств. Также все больше людей предпочитают читать книги в онлайн-версии: как в сети, так и скачав себе на домашний компьютер. Отсюда следует снижение тиражей печатной прессы и объемов продаж книжных магазинов.
То есть, получается, что люди не то чтобы перестают интересоваться чтением, вообще но меняют формат получения информации, переходя с печатного на электронный. Рейтинг же, проводимый Центральным университетом штата Коннектикут, составляется на основе следующих данных: количество городских библиотек, тиражи периодических изданий, количество книжных магазинов, интенсивность распространения газет, наличие образовательных учреждений и интернет-ресурсов на душу населения в том или ином городе. Причем рассматриваются только города с населением не меньше 250 тысяч жителей.
Правда, схожая картина наблюдается и в России — по данным различных опросов и исследований Россия давно перестала быть самой читающей страной, скорее, наоборот. Тиражи книг в издательствах варьируются в пределах пяти, иногда десяти тысяч экземпляров. Исключение составляет приключенческая литература: детективы, фантастика, фэнтази, ироническая проза. Также всегда высоки продажи учебной литературы, особенно с началом учебного года.
Читайте также: Тармашев: Люди хотят постапокалипсиса
Российские СМИ, даже толстые литературные журналы также имеют онлайн-версии, в то время как их печатная продукция издается весьма скромными тиражами и пылится на библиотечных полках. Библиотеки же, в свою очередь, чтобы приспособиться к новым условиям, берут курс на смену имиджа, становясь более культурно-досуговыми центрами для всей семьи, чем библиотеками в привычном смысле.
Конкурсы читателей, детские праздники, литературные вечера — все это намного больше привлекает людей, чем простая возможность прийти в библиотеку и посидеть в читальном зале с книжкой. Ведь россияне тоже все чаще предпочитают сидеть перед компьютером и поглощать электронные версии своих любимых произведений.
Вообще, определить самый читающий город в контексте современных реалий — дело непростое. Потому что, если продажи и тиражи печатной продукции и падают, то посещение литературных интернет-ресурсов зашкаливает. Например, сайты "Проза.Ру" и "Стихи.Ру", одни из самых крупных самиздатовских сетевых проектов переполнены творчеством участников, которые не только вывешивают свои произведения, но и активно читают и комментируют произведения других авторов. Миллионы людей ежедневно читают всевозможные блоги — кто по утрам на работе, кто по ночам дома.
Многим чтение блогов заменяет чтение газет и просмотр телевыпусков новостей, ведь некоторые блогеры очень тщательно отслеживают новости в сети и оперативно вывешивают их на своей страннике.
Вероятно, можно сказать, что падает не интерес к чтению вообще, а интерес к чтению печатной продукции — книг и периодики. А это уже больше беспокоит не читателей или писателей, а издательства и книжные магазины. Сегодня очевидно, что интернет-магазины составляют сильную конкуренцию магазинам реальным, а некоторые издательства в качестве эксперимента пытаются освоить новый способ продажи книг — в электронной версии, прямо на сайте.
Конечно, на выбор читателя в пользу печатной продукции во многом влияет ее качество и доступность — как ценовая, так и пространственная. В этом жители крупных городов имеют большое преимущество, ведь в таких городах больше и магазинов, и библиотек. С другой стороны, у жителей большого города есть и больше развлечений. Поэтому чаще всего самыми активными читателями СМИ - теми, что пишут письма в редакцию - являются именно жители не столичных, а периферийных городов, учителя, завсегдатаи библиотек или же сами библиотекари.
Потому и не приходится удивляться, что первые места в рейтинге американских самых читающих городов заняли вовсе не мегаполисы, а города с меньшим количеством населения, но хорошо развитой библиотечной сетью и обилием книжных магазинов.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.