Маэстро: элегантный, как рояль

228303.jpegКазалось бы, совсем недавно по Москве гулял такой хулиганистый хит — "Лица желтые над городом кружатся…" на мотив "Желтых листьев" Паулса. С тех пор прошла целая эпоха. Исчез Советский Союз. Латвия стала суверенным государством, а Раймонд Паулс все равно остался нашим композитором, песни которого продолжает распевать Россия. Да и не только Россия.

Даже не верится, что сегодня Раймонд Паулс отмечает свое семидесятипятилетние.

В отличие от Моцарта и других музыкальных гениев Паулс рос в семье далекой от музыки. Отец Волдемар Паулс работал на Ильгюциемской стекольной фабрике стеклодувом, мать Алма Паулс вела домашнее хозяйство. Но тяга к музыке проявилась в трехлетнем Раймонде, когда его определили в детский сад 1-го музыкального института (первым педагогом будущего маэстро был Заринь). В 1946 году Раймонд поступил в 10-летнюю музыкальную школу имени Э. Дарзиня при консерватории ЛССР, где учился у профессора Дауге. В 1953 году Паулс стал студентом 1-го курса исполнительского отделения Латвийской государственной консерватории по классу фортепиано, который вел профессор Герман Браун.

Возможно, жизнь маэстро сложилась бы по-иному, не упроси он руководство консерватории разрешить ему параллельно с учебой работать пианистом сначала в эстрадном оркестре клуба автодорожников, затем в таком же оркестра клуба медицинских работников. С одной стороны, это были неплохие заработки, но с другой стороны, молодого музыканта подстерегал искус Бахуса. Ресторанная жизнь, с которой столкнулся пианист, погружала его в сплошную пьянку. Другой возможно и сгинул бы в "алкогольном омуте", но маэстро спасла не только "одна лишь к музыке любовь", но и вера в него профессора Германа Брауна, который видел в нем задатки прекрасного музыканта. Именно его участие спасло Паулса от отчисления из Консерватории. И еще рядом была жена, которая не дала ему упасть.

Читайте также: Товарищу Сухову — восемьдесят

"В августе 63-го я бросил пить бесповоротно, полностью и окончательно. Бросал не постепенно, не ограничивая себя до "воскресного и праздничного статуса", трех рюмок или пивка, а сразу, в секунду и тотально — ничуть и никогда!" — вспоминает маэстро.

В 1964 году Раймонд Паулс становится художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра Государственной филармонии Латвии.

Тогда же начинается его композиторская деятельность. Он пишет музыку к песням получившим широкую известность в Латвии, но советская эстрада пока еще не открыла рижского маэстро. Всесоюзная слава приходит к Паулсу в 1975 году с песней "Листья желтые". В течение пяти следующих лет он создает еще несколько шлягеров — "Подберу музыку", "Танец на барабане", мюзиклы "Сестра Кэрри" и "Шерлок Холмс". И уже совсем великая звездная слава приходит к нему вместе с Примадонной. Именно Алла Пугачева первой исполнила его хиты "Маэстро", "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Без меня".

Маэстро не скрывает, что 80-е годы были его "болдинской осенью".

"Будем смотреть реально на вещи. Ведь даже у такого великого артиста, как Фрэнк Синатра, было сколько хитов — четыре-пять, не больше. То есть хороших песен хватало, но публика выбрала несколько, и ничего другого уже не хотела. Это закон жанра. Так и у меня — осталось то, что в свое время понравилось людям. Я начинаю играть "Миллион роз", "Листья желтые" — сразу аплодируют".

Кроме Пугачевой Паулс работает в это время с другимиизвестными исполнителями — Валерием Леонтьевым ("Исчезли солнечные дни", "Кабаре", "Полюбите пианиста"), Лаймой Вайкуле ("Вернисаж", "Еще не вечер", "Шерлок Холмс"), и его песни тут же становятся хитами.

228302.jpegОни и сегодня остаются нашими хитами. Они смотрятся как недосягаемые вершины на фоне клонированной "фабричной" эстрады. Потому что звезду на фабрике не сделаешь. Маэстро хотел зажигать звезды иным путем. В 1986 году по его инициативе был организован конкурс молодых исполнителей "Юрмала", просуществовавший до 1991 года.

"В середине восьмидесятых, еще в советское время, по моей инициативе начался этот музыкальный фестиваль "Юрмала". Потом стало не до шоу-фестивалей, мы надолго приостановились, а, когда принялись возрождать фестиваль, оказалось, что мы должны менять Юрмалу, потому что какой-то жулик втихаря купил название нашего фестиваля. Но мы все-таки сделали фестиваль под новым названием. И я вошел в жюри, потому что, будем говорить откровенно, каждый член жюри, представляя какое-то государство, защищает его интересы. Все равно мы, так или иначе, своих поддерживаем… И я всегда находил молодых, помогал им — это на роду мне написано. Если я слышу, что мой подопечный чего-то добился, у меня на душе такая радость!".

Правда временами радость маэстро омрачает то обстоятельство, что хозяин нынешнего конкурсного мероприятия — телевидение. И телевизионщики решают: будет петь тот, у кого есть рейтинг. Таким образом, "идея открытия новых талантов уходит на второй план", с горечью констатирует маэстро. "И я уже боюсь, что на "Новой волне" выработался стандарт, что зрители уже знают, что там будет происходить, кто будет гостями. Опять на сцену выйдут те звезды, кого можно уже отнести к категории "ветеранов", и все такое. Хотя цель фестиваля изначально была совсем другой — найти молодые таланты, открыть звезд".

Но хотя такие мысли время от времени его посещают, покинуть этот конкурс, уйти, в сердцах хлопнув дверьми, маэстро не может… Потому что своих детей не бросают. А "Новая волна", как и "Юрмала", все таки состоялись именно благодаря участию в них маэстро.

"В любом случае со мной или без меня мы не должны идти по шаблонному пути, не должны становиться очередным субботним вечерним ТВ-шоу, когда одни и те же лица...".

Вызвано ли это его неприятие нынешних ТВ-шоу тоской по советским временам? "Я бы сказал — по своей молодости, — отвечает маэстро журналистам. — Это были золотые годы. Мы как могли, так жили. Играли, пели. Сегодня многие хотят сказать, что все тогда было плохо. Я не из тех.

Например, такие фильмы сегодня никто не может снять, как снимали в наше время. Да и такой музыки не пишут, не играют. Я патриот, я не могу сказать про свою страну ничего плохого. Но то, что можно было жить по-другому, с большей заботой о простом человеке, не о деньгах, а о душе, культуре, — это, несомненно".

Ему 75, но он по- прежнему подтянут, элегантен, насмешлив. Таким и должен быть истинный маэстро. Он любим на всем советском пространстве, именно советском, потому что его песни остались и будут оставаться с нами не как артефакты ушедшей советской культуры, а как живое воплощение того времени, когда вся великая страна распевала "Желтые листья" и "Миллион алых роз". Она и сегодня их распевает. Розы маэстро не вянут!

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Василий Уманцев
Василий Уманцев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить