У адвоката из Стокгольма Йенса Лапидуса есть хобби: он работает фотомоделью. А несколько лет назад решил написать детектив. Когда роман "Шальные деньги" (Snabba Cash) вышел в свет, оказалось, что в Швеции появился очередной хороший писатель. Писать Йенсу нравится гораздо больше, чем позировать фотографам.
Теперь он задумал написать трилогию. Пока готов только второй роман — Aldrig fucka upp (в английском переводе — Never Fuck Up).
Йенс также пробует творческие силы в написании графических романов — разновидности комиксов. В мае 2009 года совместно с художником-иллюстратором Питер Бергтингом он выпустил графический роман Band War 145.
А тем временем шведский режиссер Дэниел Эспиноза снял по первому роману фильм, получивший теплый прием на Берлинском кинофестивале. Голливудская кинокомпания Warner Bros. будет снимать ремейк этой криминальной драмы, где в роли главного героя Ю Ве — JW — снимется Зак Эфрон.
Лапидус посетил Москву, чтобы представить свой международный бестселлер российскому читателю. Корреспондент "Правды.ру" побеседовал с автором "Шальных денег" Йенсом Лапидусом, которого некоторые восторженные российские критики за отличное знание реалий уголовного мира шведской столицы называют "стокгольмским Гиляровским".
Читайте также: Неразгаданные тайны "королевы детектива"
— Йенс, вы по профессии адвокат, но какое-то время работали фотомоделью. Сейчас перешли на писательскую стезю. Это поиски себя?
— Моя основная профессия — адвокат. А писательство — хобби. Некоторое время назад я работал фотомоделью, но это не было делом, которым я зарабатывал на жизнь. Меня не очень устраивает, когда мою физиономию повсюду узнают. Особенно это мешает адвокатской практике и раздражает при встречах с читателями.
— У нас много переводили скандинавских писателей. В том числе, авторов детективов. Создавая романы, вы на кого-то из них ориентировались?
— Перед тем как сесть за написание первого романа, я решил почитать, как пишут другие авторы этого жанра. С первых страниц обычно сообщается об убийстве, потом начинается расследование, и в конце концов читатель узнает имя преступника. Эта литература оказала на меня влияние только в том смысле, что я пошел своим собственным путем — решил написать нечто противоположное, поскольку меня больше захватывает не процесс раскрытия преступления, не головоломка для сыщика, а общая атмосфера, диалоги героев. Мне нравится стиль и манера Джеймса Эллроя, Дэнниса Лихейна. Из классиков "нуара" — Рэймонд Чандлер. Да, кстати, свои произведения я не называю детективами, это, скорее, триллеры.
— Ваш "стокгольмский триллер" был экранизирован. Вы довольны результатом?
— В целом да. Я очень боялся, что получится плохое кино. Шведский кинематограф ведь сейчас не на высоте. Большинство наших фильмов глуповаты, что ли. Но мой соотечественник сумел снять хороший фильм.
— Вас приглашали на съемки?
— Нет. Я ознакомился со сценарием и сделал несколько замечаний общего характера. Я не принимал участия в кастинге, не присутствовал на съемочной площадке.
— Не боитесь того, что сделают с "Шальными деньгами" в Голливуде?
— Меня уже пугают, но мне пока интересно, что из этого получится. Признаться честно, в настоящее время я больше думаю о третьей книге, чем об экранизациях первой.
— Название уже готово?
— Это секрет.
— Вы рассказывали, что поводом для написания первого романа послужила реальная история о трех парнях, ограбивших квартиру. Эту историю вы наблюдали как адвокат одного из обвиняемых?
— Да, именно эта история послужила толчком к написанию моего первого романа "Шальные деньги", но подробности дела составили сюжет второй книги.
— Один из преступников, описанных в "Деньгах", — славянин. Русская мафия — это реальность шведской жизни или умелая игра на страхах западного обывателя?
— Сербские и другие этнические преступные группировки — реальность сегодняшней Швеции. Они появились у нас еще в 1990-х годах, после распада бывшей Югославии. Конечно, мои герои — вымышленные персонажи, но сама ситуация — чистейшая правда.
— Вам приходилось защищать российских мафиози?
— Да, один раз. Но это был не колоритный гангстер, а так, мелкая рыбешка.
— Эта встреча найдет отражение в ваших произведениях?
— Так уж и быть, один секрет вам раскрою: в моем третьем романе действуют преступники из России.
— Насколько писательская известность помогает в частной адвокатской практике?
— У меня появился значительный круг клиентов. Они доверяют мне гораздо больше, чем обычным адвокатам.
— Вас считают знатоком преступного мира Стокгольма. Пожалуйста, опишите его вкратце.
— Действительно, я полагаю, найдется немного людей, которые его знают так же хорошо, как я. Во-первых, я работаю в этой сфере. Во-вторых, я много читаю и располагаю самой свежей информацией. Самые крутые — банды байкеров, такие как "Ангелы ада" и "Бандидос". Хотя они жестко конкурируют между собой, это главные кланы организованной преступности в шведской столице. Сербская мафия, полагаю, уже не так сильна, как это было несколько лет назад. Среди других этнических группировок выделяются сирийские, иранские, турецкие и курдские, латиноамериканские. Множество формирований, которые собираются ради одного дела и после него моментально разбегаются. Также много молодежных банд: они возникают в городских гетто, на окраинах мегаполиса и в тюрьмах.
— Йенс, а нет ли у вас желания написать документальное повествование о криминальном Стокгольме?
— Хорошая идея! Я подумаю. Возьму на себя функции репортера и журналиста. (Смеется.)
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.