Жизнь Николая Рериха, живописца, археолога и путешественника, столь же насыщенна событиями, сколь и загадочна. Родившись в семье российских интеллигентов, он увлекся культурой и религией Тибета, куда совершил несколько экспедиций, вместе с супругой занимался спиритизмом… Даже похоронили Рериха по индийскому обычаю: сожгли и развеяли прах с горы.
На недавней пресс-конференции министр иностранных дел Индии Соманахалли Маллайя Кришна сообщил журналистам, что в российско-индийских отношениях всегда особую роль играло наследие Рерихов. "Это символ дружбы наших стран", — подчеркнул он. Действительно, вклад семьи выдающегося русского художника Николая Рериха в культуру Индии трудно переоценить.
Николай Константинович Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Петербурге.
Окончив гимназию в 1893 году, Николай поступает на юридический факультет университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете и одновременно учится в Академии художеств.
В 1895 году Рерих становится учеником знаменитого Архипа Куинджи. Осенью 1900 года отправляется в Париж, где продолжает обучение в мастерской живописца Кормона — автора известных полотен на исторические темы, а в свободное время работает над картинами начатого еще в России "славянского цикла" ("Идолы", "Облачные девы", "Ярило" и др.).
В 1901 году Рерих возвращается в Россию, вступает в брак с юной Еленой Шапошниковой из рода знаменитых Голенищевых-Кутузовых.
В начале XX века в русской культуре возрастает интерес к эзотерическим традициям Востока. Супругов Рерихов привлекает индийская философия, в частности, труды Шри Рамакришны и Свами Вивекананды. В 1913 году вместе со своим другом археологом В. Голубевым Николай Константинович составляет план большой экспедиции в Индию с целью изучения древних памятников искусства и источников восточной философии. Но только через десять лет им наконец-то удается осуществить свою мечту.
В мае 1923 года Николай Константинович, Елена Ивановна и их сыновья Юрий и Святослав выезжают из Франции в Центральную Азию. Они осматривают храмы и памятники крупнейших индийских городов — Бомбея, Джайпура, Амбера, Агры, Дели, изучают местный быт и традиции. В декабре 1923 года путешественники из Калькутты перебираются в Дарджилинг, к самому подножию Гималаев.
В августе 1925 года Рерихи с караваном направляются в западную часть Центральной Азии. В Ладаке посещают буддийские монастыри. В Хотане, бывшем центре средневековой индийской культуры, Николай Константинович пишет серию полотен "Знаки Майтрейи" по мотивам буддийских легенд.
В Москву экспедиция возвращается в июне 1926 года. Оттуда путешественникиедутнаАлтай,гдеобследуютдревниезахоронения и надписи на скалах, затем через Сибирь в Монголию и Тибет. В урочище Чунар-кэн по неизвестной причине их задерживают местные власти, и участникам экспедиции приходится зимовать в горах, в крайне суровых условиях.
Лишь в марте 1928 года лхасское правительство выдает русским разрешение на продолжение путешествия, но не по первоначально намеченному маршруту, а через малоизученную область Великих озер в районе Трансгималаев. Оттуда караван попадает в Южный Тибет, потом в Южные Гималаи, а затем наконец возвращается в Дарджилинг. К этому периоду относится серия картин Николая Рериха под названием "Твердыня Тибета".
В 1930 году семья Рерихов приезжает в селение Наггар, расположенное в Индии, в долине Кулу. Это родина знаменитых Вед, где сохранилось множество памятников древности. Кулу с ее живописной природой и мягким климатом представляется художнику идеальным местом для организации Гималайского института научных исследований, призванного заниматься обработкой результатов азиатских экспедиций.
С середины 20-х годов Рерих пишет серию картин "Знамена Востока", куда входят портреты великих учителей — Будды, Рамакришны, Магомета, Христа, Зороастра, Конфуция, Лао-Цзы и других. Более 600 произведений художника посвящено Восточным Гималаям и Тибету.
Читайте также: Был ли Николай Рерих сотрудником спецслужб?
Со временем Николая Константиновича все сильнее тянуло на родину, в Россию. Но увы! Началась Вторая мировая война, затем сталинское правительство отказало ему во въездной визе. Лишь весной 1947 года пришло долгожданное разрешение, и семья Рерихов начала готовиться к отъезду. Однако в начале июля Николай Константинович тяжело заболел, и 13 декабря 1947 года его не стало.
Выдающегося художника и исследователя похоронили по индийскому обычаю, воздав почести как одному из самых уважаемых людей страны. Тело сожгли, а прах развеяли с вершины горы. На месте кремации в долине Кулу установили памятник с надписью: "Великому русскому другу Индии".
"Николай Рерих был интеллектуальным гигантом своей эпохи и многогранной личностью, — сказал Соманахалли Маллайя Кришна. — Его сын Святослав Рерих стал всемирно признанным художником, память о котором, как и о его отце, сохраняется в Индии".
Министр иностранных дел Индии также добавил, что вместе с заместителем председателя правительства РФ Сергеем Ивановым он является сопредседателем Международного мемориального треста Рерихов. "И в Индии, и в России деятельности треста придается огромное значение, и мы надеемся вдохнуть в него новые силы", — заявил Кришна.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.