19 декабря исполняется 95 лет со дня рождения несравненной Эдит Пиаф (фр. Édith Piaf, настоящее имя Эдит Джованна Гассион, Édith Giovanna Gassion), биография которой могла бы стать сюжетом романа. Пережившая попытку самоубийства, три гепатические комы и две мировые войны, и притом сводившая с ума мужчин и вызывавшая черную зависть у женщин, эта выдающаяся певица и актриса действительно заслуживает того, чтобы о ней помнили.
Ее жизнь с самого начала была окутана тайнами и легендами, а со временем границы между истиной и слухами стерлись вовсе — и биография Пиаф превратилась в жизненный роман с весьма драматичным финалом.
19 декабря 1915 года ночью на тротуаре небольшой парижской улочки в квартале Бельвиль у актрисы Анетты Майяр начались преждевременные роды, и на свет появилась девочка. Новорожденную, которую в ту ночь завернули в плащ прибежавшего на крики полицейского, назвали Эдит. Так началась нелегкая судьба одной из самых знаменитых женщин в мире.
Мать отказалась от нее сразу же, не желая жертвовать и без того не слишком удачной карьерой, и отдала ребенка на воспитание своим родителям. В то время шла Первая мировая война, и отец Эдит — Луи Гассион — отправился добровольцем на фронт. Через два года он узнал, что жена бросила его, а дочь воспитывается дедом и бабкой в ужасных условиях. Луи приехал и увез ребенка в Нормандию.
Он не был богатым человеком, до войны подрабатывал уличным акробатом и сам еле сводил концы с концами, поэтому отправил дочь к своей матери, которая содержала публичный дом. Там девочку отмыли, привели в порядок… и неожиданно поняли, что трехлетняя Эдит абсолютно слепа. Бабушка Луиза не жалела денег на лечение, но ничто не помогало. Врачи сказали, что катаракта у ребенка начала развиваться еще в первые месяцы жизни и бороться с болезнью уже поздно. Несмотря на неутешительные прогнозы, бабушка все же повезла Эдит в Лизье к Святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции. Действительно ли произошло чудо, или же диагноз врачей был неточен, но через четыре дня после поездки на могилу святой, 25 августа 1921 года Эдит прозрела.
В школе Эдит недолюбливали за ее "непристойное" место жительства (напомним, девочка жила у бабушки — содержательницы борделя), так что вскоре ей пришлось бросить учебу. Отец Эдит вновь отправился на уличные заработки, на этот раз прихватив с собой девятилетнюю дочь. У них вышла неплохая труппа — Луи показывал на площадях трюки, а Эдит пела. Девочку заметили и пригласили в кабаре "Жуан-ле-Пен". Вечерами она пела в для посетителей, а днем стала подрабатывать в молочной лавке. Подросшая Эдит из гадкого утенка стремительно превращалась в прекрасного лебедя и начала привлекать внимание противоположного пола.
Мужчины появились в ее жизни рано: в семнадцать лет она познакомилась продавцом магазина Луи Дюпоном и вскоре родила от него дочь, но, быстро утратив интерес к семейной жизни, разошлась со своим любовником. Те времена были весьма нелегкими для Европы, после войны по всей стране свирепствовала эпидемия испанки — смертоносного гриппа. Во всем мире от испанского гриппа умерло около 70 млн человек — почти 4 % населения Земли. В их число попала и маленькая дочь Эдит, Марсель. Детский организм не выдержал страшной болезни, и врачи оказались бессильны. Больше у Эдит детей не было.
Читайте также: Мирей Матье окружает себя тайной
В 1935 году, когда ей исполнилось двадцать лет, певицу заметил владелец кабаре "Жернис" и пригласил выступать в своей программе. Он придумал для Эдит Джованны Гассион более легкое имя — Пиаф (на парижском сленге значит "воробышек") и научил вести себя на сцене. После первого же выступления Эдит ждал головокружительный успех. Через год она уже пела в цирке "Медрано" вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Мистингетт, Мари Дюба.
Но главную роль в жизни Эдит Пиаф сыграл поэт Раймон Ассо, который создал "стиль Пиаф" — писал песни, подходящие только ей, учил девушку правилам этикета и умению выбирать одежду, и даже добился того, чтобы Эдит выступила в мюзик-холле "АВС" на Больших бульварах — самом знаменитом мюзик-холле Парижа. После этого выступления пресса написала: "Вчера на сцене "АВС" во Франции родилась великая певица".
С началом Второй мировой войны любвеобильная Пиаф рассталась с Раймоном Ассо, повстречав знаменитого французского режиссера Жана Кокто. Вскоре она получила роль в его скромной пьесе "Равнодушный красавец". Работа вышла в свет в 1940, и была замечена кинорежиссером Жоржом Лакомбом, который решил снять по ней фильм. В 1941 году мир увидел картину "Монмартр на Сене", главную героиню в которой сыграла блистательная Эдит Пиаф.
Биография Пиаф запросто могла сталь сюжетом для драматического фильма. Ее безумные поступки отражали сущность ее душевного склада, она жила ярко, будто предвидя свою раннюю кончину.
Во время войны Эдит Пиаф выступала в лагерях для французских военнопленных. В одном из таких лагерей певица неожиданно выразила желание сфотографироваться с соотечественниками. Немецкие власти не смогли отказать прекрасной даме — и Эдит сфотографировавшись со ста двадцатью пленными взяла фотографию на память. В Париже карточка была отдана в подпольную мастерскую, где лица пленных пересняли на отдельные карточки, увеличили и приклеили к фальшивым удостоверениям личности.
Спустя некоторое время певица вновь отправилась на гастроли в этот лагерь и в своем чемодане с двойным дном провезла сто двадцать фальшивых паспортов. После своего концерта, под видом раздачи автографов, Эдит раздала фальшивые документы, где пленным осталось только поставить подпись и бежать при первом удобном случае. Кого-то она увезла из лагеря под видом своих музыкантов из оркестра, остальным пришлось выбираться своими силами. Все они потом приходили к ней, чтобы обнять и сказать слова благодарности.
Еще одним безрассудным поступком стал роман Эдит Пиаф с женатым "марокканским бомбардиром" Марселем Серданом, единственным в жизни мужчиной, ради которого она готова была пойти на безумие. Роман боксера и певицы был бурным и весьма сложным. Постоянные гастроли Пиаф, семья и тренировки Сердана постоянно мешали им быть вместе. У Марселя назревал очередной чемпионат, и он вынужден был отправиться на сборы в спортивный лагерь Лок-Шелдрейк. Проживающие в лагере обязаны были соблюдать строгие правила. Боксеры, хоть и жили в отдельных домиках, постоянно находились под неусыпным контролем и общались только с тренером. Нарушение режима грозило дисквалификацией. Но любовь Марселя оказалась сильнее любых запретов. На следующий день после заселения он тайком уехал из Лок-Шелдрейка, и вернулся поздно ночью с ценным грузом. После того как машина подъехала к домику спортсмена из его багажника грациозно вылезла знаменитая на весь мир Эдит Пиаф. Постоянно находиться вместе было опасно, и Марсель подыскал для Эдит пустующее помещение. Там за закрытыми шторами, без горячей воды и света, питаясь водой и бутербродами, но главное рядом с любимым она провела следующие десять дней. Позже именно эти дни Эдит Пиаф назовет самыми счастливыми в своей жизни.
Но сразу за тем волна неудач накрыла певицу с головой. Марсель проиграл бой и уехал в турне с благотворительными матчами в поддержку бывших боксеров. Долгая разлука вымотала Пиаф, а когда до встречи оставались считанные часы, в газетах появились сообщения о крушении самолета и смерти известного боксера. У Эдит началась тяжелейшая депрессия. Она стала пить, домой возвращалась в бреду, приводя с собой мужчин, имен которых к утру не могла вспомнить.
В 37 лет Пиаф снова влюбилась и вышла замуж за поэта и певца Жака Пилса, но брак вскоре распался. В 1952 году звезда попала в автокатастрофу, и, чтобы снять боли от переломов врачи делали ей уколы морфия, что послужило толчком к началу наркотической зависимости. Вылечится от наркомании ей все же удалось, а вот избавиться от алкоголизма и депрессии — нет. Эмоциональные нагрузки сильно подорвали здоровье певицы. В 1961 году, в возрасте 46 лет Эдит Пиаф узнала, что она неизлечимо больна раком печени.
Но диагноз не испугал ее, наоборот, прибавил жизненных сил. Эдит решила жить на полную катушку. В 47 лет она влюбилась в 27-летнего грека Теофаниса Ламбукаса и вывела его на сцену. Она придумала ему псевдоним Сарапо (по-гречески "я очень тебя люблю"). Тео хотел венчаться в греческой церкви, и ради него певица отреклась от католичества. С ним она была до своей смерти. (Спустя несколько лет Теофанис погибнет в автокатастрофе и будет похоронен в одной могиле с Пиаф на кладбище Пер-Лашез).
А 25 сентября 1962 года Эдит спела с высоты Эйфелевой башни, и слушал ее весь Париж. Последнее ее выступление на сцене состоялось 18 марта 1963 года, когда зал встал и устроил ей пятиминутную овацию.
10 октября 1963 года Эдит Пиаф не стало. Тело певицы обстановке строжайшей секретности было перевезено из города Грасса в Париж. Официально об ее кончине было объявлено только на следующий день. На похороны певицы пришло более 40 тысяч человек. Кладбище Пер-Лашез оказалось усыпано цветами, и похоронная процессия шла прямо по ним.
Голос Эдит Пиаф до сих пор считается самым узнаваемых голосом прошедшего века. Жан Кокто — писатель и режиссер, близкий друг певицы, переживший ее всего на несколько часов — перед смертью сказал: "За этим лбом Бонапарта и видимым хрупким силуэтом скрывается чудо: необъятный голос и такая мощь чувств, что она жива и после своего ухода. Когда она поет — это как откровение. Ведь без любви мы ничто!"
19 декабря ко дню рождения выдающейся певицы телеканал "Культура" покажет "Концерт, которого не было" (19 декабря, 20:15) и документальный фильм "Без любви ничего нет. Эдит Пиаф" (19 декабря, 20:55) - о коротком, но блистательном творческом пути легенды французского шансона.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.