В Нью-Йорке, знаменитом американском мегаполисе, олицетворении западной урбанистической культуры, существует несколько уголков, где любой желающий может приобщиться к классическому искусству. В их числе, конечно, всемирно известный Бродвей, где находятся сразу 38 театральных площадок, концертный зал Карнеги-холл, славящийся великолепной акустикой, художественный Музей Гуггенхайма и, разумеется, музыкальный театр Метрополитен-опера.
История Мет, как зовут его американцы, не так стара, как история знаменитых европейских театров. Однако по числу звезд, выступавших на его сцене, Метрополитен-опера ничуть не уступает знаменитым Ла Скала или Венской опере, тем более что многие артисты в свое время покидали европейские подмостки ради американских.
Читайте также: Венская опера — роскошная и несчастная
Сейчас театр Метрополитен-опера расположен в самом сердце Нью-Йорка, на Манхэттене — немногим западнее Центрального парка, в здании Линкольн-центра искусств. Однако так было не всегда. Как и многое в Америке, самый знаменитый театр Нового Света начался с частной компании, которая так называлась: "Метрополитен опера". Она была основана в 1880 году и располагалась на Бродвее, в здании театра, построенного архитектором Кливлендом Кейди.
Лучший оперный театр Соединенных Штатов открылся 22 октября 1883 года. Средства на его создание предоставила в виде пожертвований группа состоятельных жителей, которые пожелали, чтобы у них в городе тоже была опера.
Первой постановкой, которую увидели зрители, стала опера французского композитора Шарля Гуно "Фауст". Произведение удивило своим лиризмом: по-своему трактуя сюжет Гете, композитор вывел на первый план любовную драму Маргариты, уведя на второй план, казалось бы, центральные образы Фауста и Мефистофеля. Это было чрезвычайно оригинально. Петр Ильич Чайковский называл Гуно "одним из немногих, кто в наше время пишет не из предвзятых теорий, а по внушению чувства".
После первого успеха в театре начались творческие поиски. Поначалу Метрополитен-опера несколько раз менял направление, то исполняя все оперы на итальянском языке (в том числе "Кармен" Бизе и "Лоэнгрин" Вагнера), то полностью на немецком (перевели даже "Аиду" Верди и "Фауста" Гуно), пока, наконец, дирекция оперы не пришла к простому решению ставить спектакли на языке оригинала, лишь с некоторыми исключениями. Репертуар Мет начал заметно расширяться: здесь были поставлены "Турандот" Пуччини, "Борис Годунов" Мусоргского и "Пиковая дама" Чайковского — признанные шедевры мировой оперной сцены.
Развитию театра серьезно помешал пожар, произошедший 27 августа 1892 года, — огонь нанес зданию значительный ущерб. После реставрационных работ главная нью-йоркская опера вновь открылась и с тех пор стала местом премьер. Здесь были впервые показаны произведения Джакомо Пуччини: "Девушка с Запада" (в декабре 1910 года) и триптих "Плащ", "Сестра Анджелика" и "Джанни Скикки" (в декабре 1918-го).
К началу XX века Мет уже считался одной из ведущих оперных сцен мира — наряду с Венским оперным театром и театром Ла Скала в Милане. Этому во многом способствовали блистательные дирижеры театра, среди которых были Густав Малер, Феликс Моттль и Артуро Тосканини.
Как известно, до своего приезда в США Малер существенно обновил репертуар Венской оперы и вывел ее на ведущие позиции в Европе, но в 1907 году в результате интриг был смещен с директорскогопоста.В1908 году Малера пригласили дирижировать в Метрополитен-опера, и он согласился. Однако после первого сезона и постановки "Тристана и Изольды" он был сменен Артуро Тосканини, который, как и Малер, до этого блистал в Европе, в качестве дирижера Ла Скала. Руководил оркестром Метрополитен-опера и Герберт фон Караян, до того дирижировавший и в Вене, и в Милане.
Читайте также: Стены Ла Скала помнят корриду
Поистине причудливо переплелись судьбы дирижеров и трех ведущих оперных театров мира! Несколько проще обстояло дело с артистами. Они уже тогда приглашались в Метрополитен-опера на контрактной основе. На сцене этого театра выступали такие звезды, как Лотта Леман, Нелли Мельба, Лилиан Нордика, Олив Фремстад, Жак Урлус и, конечно же, Энрико Карузо, дебютировавший в 1903 году в опере "Риголетто" в роли герцога Мантуанского. Великий итальянский тенор проработал в этом театре более пятнадцати лет, до 1920 года.
В Метрополитен-опера выступал также русский бас Федор Шаляпин, а в середине XX века здесь в постановке "Норма" блистала легендарная Мария Каллас, которая выступала попеременно то в родном Нью-Йорке, то в престижном Милане. Кстати, вклад наших соотечественников в успех Метрополитен-опера не ограничивается искусством Шаляпина: в 1920-е годы русский художник Сергей Судейкин блестяще оформил оперу "Соловей" Стравинского, а также "Волшебную флейту" Тома и "Садко" Мусоргского. Впоследствии знаменитый Марк Шагал украсил фресками новое здание оперы, которое было построено к середине 1960-х годов.
В Линкольновский центр искусств Метрополитен-опера переехал в сентябре 1966 года вместе с одиннадцатью другими организациями: несколькими музыкальными коллективами, киноцентром, театрами, Школой американского балета, Центром исполнительского искусства и Городской публичной библиотекой. В 1967 году самое первое, историческое, здание Метрополитен-опера было снесено, ведь на Манхэттене, как известно, очень дорогая земля — отсюда и любовь к строительству небоскребов. Но вернемся к театру.
Открытие нового оперного зала в Линкольн-центре состоялось 16 сентября 1966 года. Мет представил мировую премьеру оперы "Антоний и Клеопатра" Сэмюэля Барбера. Менее чем через год, в марте 1967 года, в новом здании оперного театра состоялась еще одна мировая премьера — была поставлена опера "Мурнинг становится Электрой" Марвина Дэвида Леви, в который были задействованы сразу два ведущих мировых тенора — Пласидо Доминго и Лучано Паваротти.
Читайте также: Пласидо Доминго и Метрополитен-опера отпразднуют юбилеи одновременно
Знаменитый нью-йоркский театр открыт семь месяцев в году, с сентября по апрель. Его зрительный зал рассчитан на 3900 мест. Спектакли в Метрополитен-опера идут ежедневно. С мая по июнь театр выезжает на гастроли, а в июле труппа бесплатно показывает спектакли в парках Нью-Йорка, на которые собираются тысячи зрителей.
Удивительно, но Метрополитен-опера живет не за счет государства, а полностью на пожертвования, размер которых подчас достигает десятков миллионов долларов. При этом театр не только хранит традиции прежних лет, но идет в ногу со временем: с 2006 года Опера транслирует все свои постановки в интернете и выпускает их в виде фильмов, чтобы люди и в далеких уголках мира могли приобщиться к высокому искусству.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.