28 ноября 1881 года в столице Дунайской монархии Вене в состоятельной еврейской семье родился мальчик Штефан. Русским читателям писатель Штефан Цвайг (Stefan Zweig) известен как Стефан Цвейг, так не будем отходить от традиции. "Юность моя протекала в атмосфере совершенной беззаботности и легкости, о которых теперь просто даже странно вспоминать, настолько все это кажется нереальным", — писал Цвейг в автобиографии. Вместе с детством и юностью такие люди, как правило, теряют оптимистический взгляд на мир. Снять розовые очки Цвейгу помогла Первая мировая война. Вторую он уже не сможет пережить.
Цвейг покинул столицу, переехал в Зальцбург, женился и принялся писать. Несмотря на предупреждение олимпийца Гете, что легче всего стать дураком, следуя системе, Цвейг не отверг истинно немецкую привычку делать все в соответствии с планом. На много лет вперед было задумано написать два больших цикла.
В первом, беллетристическом, под общим названием "Цепь" (в него вошли такие знаменитые рассказы, как "Жгучая тайна", "Амок" и "Смятение чувств"), Цвейг намеревался "дать законченные рисунки отдельных разновидностей чувства, страсти, времени, возраста в их взаимоотношениях к окружающему миру". Второй цикл — "Строители мира" — наряду с первым был призван "воссоздать и проследить в форме этюдов и портретов зарождение и развитие отдельных представителей человеческого гения". В него вошли три тома, в каждом из которых по три биографии. "Три мастера" (Бальзак, Диккенс, Достоевский), "Борьба с демоном" (Гельдерлин, Клейст, Ницше) и "Три певца своей жизни" (Казанова, Стендаль, Толстой).
Следует обратить особое внимание на биографию Генриха фон Клейста, опубликованную в 1925 году. Немецкий драматург Клейст, разоренный, преследуемый неудачами в личной жизни, отвергнутый великим Гете и страдающий от того, что его родная Пруссия повержена в войне с Наполеоном, в 1811 году совершает двойное самоубийство. Единомышленницей писателя стала тридцатилетняя Генриетта Фогель, которая была несчастлива в браке и умирала от рака. Идея совместного самоубийства принадлежала именно ей. Влюбленные сняли номер в загородной гостинице возле Потсдама, пошли на прогулку в лес, к берегу озера Ванзее. Генрих выстрелил Генриетте в сердце, а потом себе в рот. В предсмертной записке женщина написала: "Всего вам доброго, дорогие друзья, вспоминайте в радости и печали двух необычных людей, которых вскорости ждет великое путешествие в неведомое".
Читайте также: Почему Фрейду надоела жизнь?
Через семнадцать лет Стефан Цвейг тоже совершит двойное самоубийство. Вместо пули он и его вторая жена Лотта орудием своейсмертиизберутпрепаратбарбитал(веронал).
В 1934 году Цвейг покинул родину. Жил в Англии, США и Бразилии. В 1940 году принял британское подданство. В разгар Второй мировой войны именитый и обеспеченный писатель вместе с молодой любящей женой жил в пригороде Рио-де-Жанейро. Город Петрополис напоминал тихое райское местечко. Бывшая секретарша Лотта Альтман стала его второй супругой. Литературные дела шли успешно. Написана "Шахматная новелла" — последнее произведение Цвейга. Издатели охотно выплачивают Цвейгу солидные гонорары за публикацию биографических серий.
Но это кажущееся благополучие не могло сгладить чувства неприкаянности и ужаса перед войной. После нападения японцев на Перл-Харбор и падения Сингапура Цвейг почувствовал горькое разочарование в жизни. Перед смертью они и его жена Лотта написали тринадцать писем, в том числе к бразильскому правительству — с благодарностью за гостеприимство. "Оправдывая свой поступок, Лотта не очень убедительно написала, что смерть станет для Стефана освобождением, да и для нее тоже, потому что ее замучила астма", — подытожил в своей книге "Писатель и самоубийство" Григорий Чхартишвили. Цвейг был более красноречив: "После шестидесяти требуются особые силы, чтобы начинать жизнь заново. Мои же силы истощены годами скитаний вдали от родины. К тому же я думаю, что лучше сейчас, с поднятой головой, поставить точку в существовании, главной радостью которого была интеллектуальная работа, а высшей ценностью — личная свобода. Я приветствую всех своих друзей. Пусть они увидят зарю после долгой ночи! А я слишком нетерпелив и ухожу раньше них".
На следующий день после карнавала в Рио-де-Жанейро супруги Цвейги навестили адвоката, чтобы оформить новое завещание, согласно которому семья Лотты получала определенную часть наследства. Для общественности же Цвейг оставил другое завещание — "Декларацию". Часть из нее мы привели абзацем выше. Возможно, к роковому шагу писателя склонила Лотта, которая, несмотря на молодость, была болезненной и склонной к меланхолии, считает писатель Чхартишвили.
22 февраля 1942 года Стефан и Лотта приняли смертельную дозу снотворного.
Фотография двух прильнувших друг к другу любящих людей обошла все газеты мира. "Рядом с могучими властителями жизни, подобными Гете, должен время от времени являться мастер гибели, создающий из смерти бессмертную поэму", — так некогда заканчивал биографию Клейста 44-летний Стефан Цвейг. Думается все же, что сам Цвейг создал бессмертную поэму своими произведениями, а не слабовольным уходом из жизни.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.