В самом центре столицы Австрии, в двух шагах от собора Святого Штефана, расположилось великолепное здание Венской государственной оперы. Его архитекторы, Эдуард ван дер Нюлль и Август фон Сикардсбург, создавая главную сцену в самой музыкальной стране Европы, черпали вдохновение в раннем французском Ренессансе. Впоследствии этот театр был признан одним из лучших в мире, однако путь Венской оперы к триумфу был длинным и тернистым.
Придворная опера в Австрии известна с середины XVIII века, когда для монархов начала давать представления труппа итальянских актеров и певцов. В то время, однако, постоянного места для оперных постановок еще не было: спектакли шли на сценах различных театров: сначала, в 1748 году, — в венском "Бургтеатре", а с 1763 года — в "Кернтнертортеатре". Обставлены эти выступления итальянцев были весьма помпезно.
Собрать оперные и балетные постановки под одной (весьма роскошной) крышей было решено в XIX веке, во времена правления императора Франца Иосифа I, который славился особым вниманием к этикету и традициям. Проект здания нового театра для придворной оперы был поручен в 1863 году двум знаменитым австрийским архитекторам Августу Сикарду фон Сикардсбургу и Эдуарду ван дер Нюллю. Свое творение они выполнили в стиле неоренессанса, черпая вдохновение в раннем французском Возрождении.
Фасад здания был украшен фрагментами из знаменитой оперы Моцарта "Волшебная флейта". Пять великолепных статуй работы скульптора Эрнста Хенела аллегорически изображали пять муз: Грацию, Фантазию, Комедию, Героику и Любовь. Столь же изысканным было и внутреннее убранство театра.
Читайте также: Стены "Ла Скала" помнят корриду
Высокие потолки, полированные паркетные полы, роскошный зрительный зал на 2200 мест с прекрасной акустикой, знаменитая лестница, украшенная скульптурами Йозефа Гассериана, фойе Швинд, оформленное сценами из различных опер, и, конечно, чайная, выстроенная по заказу самого императора: здесь Его Величество с приближенными коротал время в антрактах. Казалось бы, задача, поставленная перед архитекторами, выполнена: здание получилось чрезвычайно привлекательным для самой утонченной публики и одновременно весьма удобным для артистов. Но не тут-то было.
Торжественное открытие главного театра Австрии состоялось 25 мая 1869 года (давали "Дон Жуана" Вольфганга Амадея Моцарта) — и сразу на создателей здания Венской оперы обрушился вал критики. Как пресса, так и публика обвинила архитекторов в расточительстве, безвкусии и чрезмерной помпезности. Свое негативное мнение высказал даже кайзер.
Ван дер Нюлль, не выдержав такого грандиозного позора, свел счеты с жизнью — его нашли в петле. Два месяца спустя от инфаркта умер и Сиккардсбург. Поговаривали, что именно с того времени до конца жизни Франц Иосиф избегал публично высказывать свое мнение по вопросам искусства, неизменно повторяя одну и ту же фразу, ставшую нарицательной: "Это было прекрасно и очень меня порадовало…".
С 1875 по 1897 год музыкальным директором и главным дирижером театра был Ганс Рихтер — талантливый интерпретатор опер Вагнера. При нем в Вене были поставлены "Кольцо нибелунгов", "Тристан и Изольда", "Отелло" и большой цикл произведений Моцарта. Среди тех, кто впоследствии определял судьбу этого блистательного театра, — Густав Малер, Феликс фон Вайнгартен, Рихард Штраус, Клеменс Краус, Карл Бем, Херберт фон Караян, Клаудио Аббадо. За время своего существования Венская опера стала свидетелем множества триумфов высокого искусства.
Одна из наиболее значимых вех в жизни этого театра — десятилетний период руководства Густава Малера (1897-1907), гениального композитора и дирижера. Будучи директором, он начал реформы, которые превратили Венскую придворную оперу в один из лучших европейских театров. Руководитель труппы тщательно готовил каждую постановку, предъявляявысокиетребованиякоркестру,хоруисолистам,добиваясьособоймузыкально-драматической выразительности.
В те годы наряду с блестящими постановками произведений Моцарта, Бетховена, Вебера, Вагнера были впервые исполнены "Богема" Дж. Пуччини, "Фальстаф" Дж. Верди, "Электра" Р. Штрауса, а также оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин", "Пиковая дама" и "Иоланта". Публика была восхищена талантом солистов П. Лукка, А. Матерна, Г. Винкельман, А. Бар-Мильденбург, Л. Леман.
Малер настолько беззаветно исполнял свою миссию, что пожертвовал даже своим талантом композитора — он позволял себе сочинять только в летний период, когда театр временно закрывался. К сожалению, судьба поступила с гением жестоко: он был смещен со своего поста в результате интриг, а во главе театра стал Франц Шальк.
Свое современное название — Венская государственная опера — театр получил в 1918 году, после образования Австрийской республики. В 20-30-е годы XX века наряду с произведениями классиков — Моцарта, Верди, Р. Штрауса, М. Равеля — в репертуаре театра значительное место начинают занимать оперы современных композиторов: "Чудо Элианы" Корнгольда, "Джонни наигрывает" Кшенека, "Царь Эдип" Стравинского. Казалось, все постановки в стенах Венской оперы обречены на успех. Но тут началась война…
В годы фашистской оккупации (1938-1945) главная оперная сцена Австрии пришла в упадок, а в самом конце войны, в 1945 году, в ходе налета авиации союзников, здание Венской оперы было разрушено взрывом упавшей бомбы. Театр без колебаний было решено восстановить. Почти десять лет, пока велись работы на историческом месте Венской оперы, ее труппа выступала на сценах других театров. Новая жизнь этих великих подмостков началась 11 мая 1955 года: в восстановленном здании давали оперу Бетховена "Фиделио".
Второе рождение театра символизировало начало целой эпохи: Венская опера прочно вошла в первую тройку ведущих европейских музыкальных театров — наряду с миланским "Ла Скала" и лондонским "Ковент-Гарден". Долгое время директором оперы был Герберт фон Караян. Именно он придумал для этого театра необычный вид представления: на площадке под открытым небом. Постановки Венского театра в таком "режиме" можно и сейчас посмотреть бесплатно — они проходят в мае, июне, сентябре и октябре.
Читайте также: Ковент-Гарден: легенда, неподвластная времени
Конечно, абсолютный приоритет в репертуаре этого театра имеют оперы. Балету отведено относительно скромное место, однако и здесь бывали громкие сенсации. К примеру, ею стала премьера балета "Лебединое озеро" в 1964 году — хореографом и исполнителем главной партии выступил знаменитый Рудольф Нуриев. На долгие годы танцовщик стал фаворитом австрийской столицы. В 1971 году Венская государственная опера посетила с гастролями СССР.
Наконец, рассказывая об этом театре, нельзя обойти вниманием великолепные балы, которые устраиваются в его стенах в конце каждой зимы. Традиция проведения танцевальных вечеров для представителей высшего света ведет свою историю с 1877 года. Это, пожалуй, самое элегантное и самое интересное светское событие сезона.
На одну ночь зрительный зал и сцена Венской оперы превращаются в огромную танцевальную площадку — с калейдоскопом ослепительных вечерних платьев и сверкающих драгоценностей дам, изящных фраков кавалеров и каскадом цветочных гирлянд, украшающих зал.
Благодаря особому освещению, разработанному мастерами сцены, действо кажется настоящей волшебной сказкой. "Блаженная ночь полонезов и вальсов" в Вене неповторима, как неповторим и сам главный оперный театр Австрии. Возможно, это единственный театр в мире, где истинная роскошь и аристократизм по-прежнему живы.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.