Зрители ВКонтакте с театром

Интернет все больше проникает во все сферы нашей жизни, в том числе и в культуру. Во Львове поставили мюзикл о социальной сети "ВКонтакте". Пьеса повествует о любви молодого человека и девушки, познакомившихся благодаря этому ресурсу. Достаточно актуальная на сегодняшний день тема сказалась на посещаемости — впервые за много лет около театра спрашивали про "лишние билетики".

"Правда.Ру" недавно писала о спектакле "Спам" — там девушка и юноша познакомились тоже в интернете, но несколько другим образом. А во Львове спектакль под названием "Жертва Контакта, или Как поймать себя в сети" сыграли в Национальном академическом украинском драматическом театре имени Марии Заньковецкой.

Спектакль был поставлен с использованием современных технологий — на огромном экране, имитирующем компьютерный монитор, в течение пьесы пробегали строчки переписки молодых людей. Постановка получилась интерактивной — развязку зрители выбирали сами, голосуя с помощью SMS.

Понятно, что спектакль рассчитан на зрителей молодого поколения, тех, кто часами сидит перед компьютером и ищет свою судьбу на различных сайтах знакомств, и тех, кому в театре интересны не классические постановки по произведениям из надоевшей школьной программы, а нечто более живое, близкое, знакомое, а потому интересное.

Анна Каренина с ее нравственным выбором — произведение великое, но по внутренним своим условностям малопонятное современной молодежи. Ведь со временем меняется не только искусство или технические элементы, но и социальные табу. Каренина от безысходности кинулись под колеса поезда — современные девушки (и даже замужние женщины) вывешивают на своих страничках фотографии, иной раз довольно откровенные.

А на сайтах знакомств полно статусов на выбор — кто и ради чего знакомится. "Замужество", кстати, стоит в списке последним. И указывает эту цель очень небольшое количество людей. Особенно среди мужчин. Так что, живи Анна Каренина в наше время, она бы, скорей всего, завела бы виртуальный роман, и обошлось бы все без жертв. Ну, в крайнем случае, развелась бы… Имеется сколько угодно примеров успешных и респектабельных бизнес-леди, или "звезд", или даже домохозяек, которые побывали замужем не то что один или два-три, а то и четыре, и даже пять раз, не вызывая ни малейшего осуждения общественности.

Читайте также: Электронный мусор в жизни и в театре

Фото: AP

Поэтому, конечно, современному поколению трудно сопереживать аспектам морали, мучавшим героев классических произведений отечественной и мировой литературы. Наиболее продвинутые, правда, в театр на классические постановки ходят добровольно, но всех прочих и из-под палки не загонишь. Однако театр — не музей, чтобы его переполняли деяния славного прошлого. И если чем и заманивать в него зрителя — не завзятых театралов и знатоков, а студентов, которых никакая в мире сила не может выдернуть из того же "ВКонтакте", — то как раз социальными сетями. Вот тут-то и проявляется великая сила искусства — она и не такое может.

Что в театре привлечет тех, кто мечтает найти свою любовь в сети? Как раз история о такой любви, которую миллионы пользователей воспримут близко к сердцу, а заодно поверят, что такое возможно.

Тем более, что в спектакле "Жертва Контакта, или Как поймать себя в сети" использован такой новомодный ход, как выбор концовки с помощью SMS-голосования. Онлайн-голосование — вообще вещь универсальная, будь оно через SMS или интернет. Только недавно Мавроматти, усадивший себя на электрический стул, отдался на милость посетителей. Мол, как проголосуете, так и будет. И уцелел. (Правда в таком исходе эксперимента почему-то никто не сомневался.)

Находка эта позволяет вовлечь зрителя в происходящий на сцене процесс, стать соучастником творческого акта. Нечего рассчитывать, что автор все разжует и в рот положит: думайте, размышляйте над тем, что творится на сцене, а не копайтесь под шумок в телефоне. До него дойдет дело, когда в конце вам придется выбирать, что там делать героям — быть или не быть.

Зрителю снова отдали его священное право кидаться протухшими помидорами в актеров, если спектакль плох. Учитывая современные технологии — электронными тухлыми помидорами, то есть SMS. Суд зрителей — самый справедливый и честный, куда объективней, чем заумные критические статьи или рецензии обозревателей.

Львовский мюзикл, кстати, далеко не первое художественное произведение на тему человеческих отношений в виртуальном пространстве. Одним из первых этот феномен попытался осмыслить польский писатель Януш Леон Вишневский. Его роман "Одиночество в Сети" три года не выходил из списка бестселлеров в Европе, а в 2006 году был экранизирован. В 2010 году на экраны вышел еще один фильм о виртуальном общении — картина "Доверие" режиссера Дэвида Швиммера.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Темы театр
Обсудить