Гордости отечественного балета Майе Плисецкой восемьдесят пять! Все помнят ее легендарные партии в прославленном "Лебедином озере", "Спящей красавице" или "Каменном цветке". Плисецкая и сегодня остается неувядающим символом балета, вдохновляя молодых танцовщиц своим примером. Ярко выраженная индивидуальность всегда была основной чертой Плисецкой.
Не зря говорят: не человек выбирает профессию, а профессия — человека. 20 ноября 1925 года звезды договорились подарить миру удивительную балерину, в которой все будет словно нарочно создано для танца. И она родилась — в семье инженера и актрисы немого кино. Она росла в театральной семье. Среди ее родных по материнской линии — танцовщик, балерина, драматическая актриса… Этого хватило, чтобы талантливая девочка увлеклась миром кулис.
У Майи обнаружились редкие физические данные, и родные, которые, как никто, могли оценить ее способности, привели ее на балетную сцену. Дебют Плисецкой состоялся в самодеятельном спектакле на холодном острове Шпицберген, где в то время служил ее отец. Уже после первого выступления стало ясно, что дорога у девочки одна — в балет.
Второй знаковый дебют, на сцене Большого театра, состоялся перед самым началом войны, 21 июня 1941 года. Плисецкая тогда жила в семье тети — артистки балетной труппы Большого театра. Мать будущей лауреатки Ленинской премии к тому времени была репрессирована, отец расстрелян.
Большой театр стал театром ее жизни. На его сцене она переиграла сотни ролей. Сначала все маленькие роли, потом — главных героинь. Считается, что век балерины недолог, что это профессия молодых. Уходят из нее рано. Майя Плисецкая покинула сцену в 65 лет. В свой семидесятилетний юбилей она снова вышла на сцену — в номере "Аве Майя", написанном специально для нее знаменитым французским хореографом Морисом Бежаром.
Другая судьбоносная встреча в ее жизни — композитор Родион Щедрин. С ним она познакомилась в гостях у Лили Брик. В одном из интервью Плисецкая призналась, что замужество определило ее сценическую судьбу на двадцать пять лет вперед. Оба супруга выпустили книги мемуаров. И обе — о ней, о Майе.
Читайте также: Слепая балерина получила Премию Улановой
В годы советской власти актрису не выпускали из страны. Сегодня Родион Щедрин и Майя Плисецкая живут "на четыре дома" — Испания, Мюнхен, Москва и дача в Литве. Однако Майя до сих пор не может забыть то время, когда ее считали английской шпионкой и чего ей стоил вечный бунт против власти, которая то осыпала ее наградами, то держала под пристальным вниманием спецслужб.
Балет вывел ее на мировой уровень. Балет в конце концов увел ее из России. Танцу в ее жизни было подчинено все, включая семейную жизнь (Майя Плисецкая так и не стала матерью). Ее тело, несмотря на сохранившуюся юношескую стройность, исковеркано множеством профессиональных травм, и тем не менее именно балет подарил Плисецкой долголетие.
Плисецкая — это целая эпоха. Прежде всего, эпоха классики. Это пуанты, пачки, "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Каменный цветок"…
Сегодня балет изменился. Как, впрочем, все искусство. Некоторые современные постановки — скорее произвольные танцы, чем балет. Но Плисецкая не меняется. Не каждая балерина на ее месте решилась бы выйти на сцену в 70 лет. Не за аплодисментами и почетными наградами, а чтобы опять танцевать.
Конечно, за эти годы мы видели много танцовщиц, но все же только имя Майя окружено таким благоговением. Она перешагнула порог, за которым человек превращается в легенду. А легенды — вечны. Как вечна классика балета, которая, несмотря на новые тенденции в искусстве, всегда найдет почитателей.
А их с течением времени у Майи Плисецкой становится не меньше, а больше! Как и ее учеников, которые несут с собой не только живое воспоминание о высоком мастерстве балерины, но и о целой эпохе, в которой прошло ее профессиональное становление.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.