В 1802 году Людвиг ван Бетховен написал одно из своих наиболее известных камерных произведений — сонату № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор, более известную как Крейцерова соната. Через 80 лет русский гений Лев Толстой написал одноименную повесть. Музыкальное и прозаическое произведения известны всему миру. Напротив, имя Родольфа Крейцера, в честь которого названы оба произведения, помнят и знают только музыканты и эрудиты. В новелле Толстого сонату исполняют второстепенные персонажи, о которых повествует главный герой. Удивительно, но сам Крейцер никогда не играл эту сонату. Музыковеды утверждают, что он счел ее неудобной для исполнения.
Практически забытый автор многих выдающихся музыкальных произведений, при жизни Крейцер пользовался славой крупнейшего представителя французской классической скрипичной школы. Родольф Крейцер родился в Версале 16 ноября 1766 года, в семье выходца из Германии, о чем свидетельствует его фамилия. Отец играл в придворной капелле и был несказанно рад, что у его сына очень рано обнаружились способности к музыке. В тринадцать лет подросток с большим успехом дебютировал в престижных "Духовных концертах" в Париже.
К тому времени музыкальным образованием мальчика занимался выдающийся скрипач, альтист, исполнитель на виоль д'амур, педагог и композитор Антонин Стамиц (1750-1796). Во второй половине 18 века этот выходец из семьи знаменитых чешских музыкантов (отец — Ян (Иоганн) и брат Карел) приобрел известность как инструменталист-виртуоз. Стамиц работал в Мангейме, а с 1770-х годов в Париже, где и занимался обучением юного Крейцера.
В 1783 г. 16-летний Родольф удостоился аудиенции у Марии Антуанетты в замке Трианон, где в апартаментах французской королевы дал свой концерт. После того как Крейцер в течение двух дней лишился своих родителей, Мария Антуанетта, очарованная игрой молодого музыканта, сделала его солистом придворной Королевской капеллы. Без игры Крейцера не мог обходиться не только двор короля Людовика XVIII, но и императора Наполеона. Но для начала ему пришлось сопровождать генерала Бонапарта во время его похода в Италию. В 1798 году, когда Австрия принуждена была согласилась на мир с Францией, Крейцер оказался в свите генерала Бернадотта, назначенного послом в Вену.
Читайте также: Убийцу Бетховена изобличили судмедэксперты
В столице Австро-Венгерской империи игрой Крейцера восхищался Бетховен. Из писем немецкого композитора известно, что он не только был знаком, но и неоднократно встречался с Крейцером. Это письмо связано с посвящением Крейцеру знаменитой сонаты.
"Крейцер — хороший, милый человек, — писал Бетховен, — Доставивший мне много удовольствия во время его пребывания в Вене. Егоестественностьиотсутствиепретензий мне милее, чем лишенный внутреннего содержания внешний лоск большинства виртуозов".
Первоначально Бетховен намеревался посвятить ее скрипачу-виртуозу и красавцу-мулату Джорджу Огастасу Полгрину Бриджтауэру, пользовавшемуся большой популярностью среди венской публики, которая именовала его не иначе как "африканским принцем". Принц Уэльский, будущий английский король Георг IV, сделает молодого человека первой скрипкой своей капеллы в Брайтоне.
24 мая 1802 г. Бриджтауэр на пару с Бетховеном с листа сыграли сонату в концерте. В рекомендательном письме Бриджтауэру, Бетховен отзывался о нем, как об "исключительно способном скрипаче, настоящем мастере своего инструмента, не только концертирующего, но и превосходного в квартетной игре". Однако Бетховенская соната вышла с посвящением не афро-европейцу Бриджтауэру, а парижскому немцу Родольфу Крейцеру, считавшемуся первым солистом того времени. Видно, до эры джазовых исполнителей и ритмов регги нужно будет еще ждать около столетия. Хотя есть версия, что не обошлось и без женщины. Традиционное французское: "шерше ля фам"!
Однажды вечером после премьеры Бетховен и Бриджтауэр якобы поссорились из-за какой-то знакомой дамы Бетховена. Оскорбленный композитор посвятил сонату Родольфу Крейцеру. Эта версия впервые появилась в декабрьском номере журнала "Musical World" от 1858 года, в статье английского скрипача Трилуэлла. Широкое распространение легенда получила после выхода в свет в 1866 году книги "Жизнь Бетховена" американского библиотекаря и журналиста Александра Уилока Тейера (Alexander Wheelock Thayer), который ссылался на слова самого Бриджтауэра, рассказавшего об этом скрипачу Трилуэллу. Однако в "Жизни Бетховена", приводится письмо композитора, датированное 1 августа 1803 года, в котором Бетховен пишет:
"У господина Бриджтауэра, состоящего на службе принца Уэлльского, дом полная чаша, и он действительно весьма выдающийся скрипач, который преодолевает великие трудности со счастливой смелостью и легкостью. Композиция всего концерта была благодаря госп. Бриджтауэру такой яркой, с порывом к уникальности и оригинальности, какая доселе была возможна. И все-таки мода, которая по примеру нескольких больших мастеров становится всеобщей, угрожает никогда не удовлетворить беспристрастного слушателя".
По мнению американского композитора, дирижера и музыкального критика, уроженца Санкт-Петербурга Николаса (Николая Леонидовича) Слонимского (1894-1995), племянника знаменитой пианистки Изабеллы Венгеровой, это объяснение является абсурдной поздней выдумкой Бриджтауэра, и Бетховен изменил посвящение потому, что имя Крейцера обладало большей привлекательностью для публики.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.