Cамый знаменитый оперный театр мира — без сомнения, "Ла Скала". Название его не имеет никакого отношения к лестнице: театр был назван в честь своей небесной покровительницы из рода древних правителей Вероны. История "Ла Скала" похожа на легенду. Чего только не помнят стены этого театра — от роскошных балов до… азартных игр и настоящей корриды.
В мире театрального искусства самым знаменитым оперным театром, без сомнения, является "Ла Скала". Построенный более 230 лет назад, он стал одним из символов Милана, да и вообще Италии. Вообще попасть в ложу "Ла Скала", а уж тем более на премьеру новой постановки — заветная мечта многих любителей оперы, хотя когда-то в здании этого театра люди смотрели спектакли стоя, тут же ели и пили. "Ла Скала" помнит многое: от роскошных балов — до азартных игр и настоящей корриды. История этого театра похожа на легенду.
Здание "Ла Скала" было построено по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини в 1776–1778 годах на месте церкви "Санта Мария делла Скала". От нее театр и унаследовал название, хотя многие ошибочно связывают имя здания с некой "лестницей" (scala). Церковь, в свою очередь, получила название в 1381 году по имени своей небесной покровительницы — Беатриче делла Скала, представительницы рода Скалигер, древних правителей Вероны.
Когда строители готовили место под фундамент будущего здания театра, то они откопали огромную мраморную плиту, на которой был изображен знаменитый древнеримский актер-мим Пилад. Это стало добрым знаком, и строители вложили в здание "Ла Скала" весь свой талант. Архитектор спроектировал театр в строгом неоклассическом стиле и рассчитал для него безукоризненную акустику.
Зрительный зал "Ла Скала" был выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. Его художественная отделка сочеталась с удобным расположением мест — сцена отовсюду была видна как на ладони, ведь помещение имело форму подковы. В зале было пять ярусов лож и галерея. Лож было всего 194, плюс особая, королевская ложа.
Читайте также: Опера в Сиднее — готика космической эры
В каждой ложе могли расположиться от 8 до 10 человек. За ними шел коридор, позади которого стояли столы для карточных игр и места для торговли едой и напитками. Удивительно, но в партере самого знаменитого театра в мире первоначально не было кресел — их заменяли складные и приставные стулья.
Акустика была великолепной, а вот освещался зал очень плохо. Во время спектаклей в ложах зажигали свечи — так что зрители, сидящие в партере, не снимали своих шляп: на них капал расплавленный воск. Отопления в театре не было.
Историки выяснили, что здание театра "Ла Скала" стоило Милану в те времена около 1 миллиона лир. Все эти расходы поделили между собой 90 представителей городской знати — ценители искусства или просто желавшие прославиться. Театр был торжественно открыт 3 августа 1778 года постановкой оперы Антонио Сальери "Признанная Европа" — композитор сочинил ее специально для открытия "Ла Скала". Так началась великая история этого миланского театра.
Справедливости ради отметим, что более 30 лет на сцене "Ла Скала" ставились не только оперы, но и драматические спектакли, проводились балы местной аристократии и даже выступали заезжие тореро. Публика на таких мероприятиях была соответствующая: помимо ценителей искусства в зале находились картежники и гуляки. Но скоро "Ла Скала" начал меняться: по заказу его руководства произведения для постановок стали писать лучшие композиторы, в оперы приглашались лучшие певцы, а самые искусные итальянские мастера были привлечены к изготовлению костюмов и декораций. Очень быстро центр оперного искусства переместился из Неаполя в Милан.
С первой половины XIX века начался "золотой век" "Ла Скала". В театре ставятся произведения крупнейших композиторов Италии — Г. Доницетти, Дж. Россини, В. Беллини,Дж.Верди,Дж. Пуччини. Премьеры следуют одна за другой. Во второй половине XIX века на сцене "Ла Скалы" гремят иностранные оперные шедевры: "Фауст" Гуно, "Зигфрид" Вагнера, "Борис Годунов" и "Хованщина" М. Мусоргского, а также "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П.И.Чайковского. Завсегдатаями миланского театра становятся англичанин Байрон и француз Стендаль, которые в своих письмах прославляют "Ла Скала" на всю Европу.
В 1887 году в жизни театра начинается "период Тосканини" — великий музыкант впервые встал за дирижерский пульт "Ла Скала" в двадцатилетнем возрасте. Молодой талант тщательно готовил каждую постановку: проводил бесконечное количество репетиций, не замечая собственной и чужой усталости, придирчиво осматривал декорации и костюмы. Считая "Ла Скала" лучшим театром в мире, Артуро Тосканини навел в нем железную дисциплину — и на сцене, и в зрительном зале.
Отныне посетители должны были оставлять свои шляпы в гардеробе, чтобы не мешать другим видеть сцену. Дирижер потребовал, чтобы занавес в театре более не поднимался к потолку, а разъезжался бы в стороны — потому как если он уплывает вверх, то публика видит сначала ноги артистов, а потом уже головы, что, по мнению Тосканини, было недопустимо.
Однако "Ла Скала" знаменит не только грандиозными успехами, но и сокрушительными провалами. Так вышло, например, в 1904 году: "Мадам Баттерфляй" Пуччини на премьере получила такой плохой прием, что была исключена из репертуара театра более чем на двадцать лет!
Не менее скандальная история произошла при исполнении "Турандот" — оперы, которую Пуччини так и не успел закончить. Как известно, после смерти композитора ее дописал Франко Альфано. На премьере в "Ла Скала" оперой дирижировал Тосканини. Дойдя до момента, где написанная Пуччини партитура закончилась, великий дирижер положил свою палочку — и оркестр тут же смолк. Тосканини повернулся к зрителям и произнес: "Здесь опера кончилась. Маэстро умер", после чего вышел из зала.
В начале 1930-х годов великий дирижер был вынужден покинуть Европу. Тосканини переехал в Америку, где во время войны узнал, что его любимый театр разрушен при бомбежке. Болея за судьбу "Ла Скала", Тосканини пожертвовал 1 миллион лир на восстановление театра — и менее чем через год после окончания войны стараниями инженера Л. Секки великолепный театр восстал из руин.
Начался второй "золотой век" оперы, связанный с именами оперных див Ренаты Тебальди и Марии Каллас — блистательных примадонн и непримиримых соперниц. Именно Каллас стала для всего мира олицетворением "Ла Скала". Соперничество певиц очень быстро перекинулось на группы их поклонников, которые устраивали массовые потасовки. Тебальди не выдержала этой борьбы и навсегда уехала в Америку.
Читайте также: "Ла Скала" сказала "баста"
Вскоре в "Ла Скала" дебютировали советские артисты — Т. Милашкина, И. Архипова, М. Решетин, Е. Образцова и другие. В 1957 году Тосканини скончался — он прожил 90 лет и передал "Ла Скала" достойным преемникам: Паоло Грасси, Риккардо Мути, Стефану Лисснеру.
Труппа миланского театра активно гастролировала по разным странам, приезжала и в Москву, а мир сходил с ума от оперы. Некоторые же певцы, например, Лучано Паваротти, собирали на свои выступления буквально целые стадионы.
В 2001 году театр "Ла Скала" закрылся на реконструкцию, которая шла три года. Отреставрированное старое здание оперы распахнуло свои двери 7 декабря 2004 года, как два века тому назад, произведением Антонио Сальери "Признанная Европа". Говорят, что когда "Ла Скала" еще только строился, австрийская императрица Мария-Терезия заявила: "Возводится новый театр, судьба которого — затмить славу знаменитейших театров Италии". Слова, как видно, оказались пророческими.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.